Конституционный суд постановил пересмотреть приговор Константину Котову, осужденному на 4 года лишения свободы по статье о неоднократных нарушениях правил участия в публичных меропрятиях (212.1 УК). Об этом сообщает ТАСС. Информацию о постановлении подтвердил адвокат от ОВД-Инфо Михаил Бирюков.
КС принял решение по жалобе, направленной от имени самого Котова. В составлении жалобы участвовали адвокат Сергей Голубок, представлялвший интересы Ильдара Дадина в КС, а также адвокат от ОВД-Инфо Мария Эйсмонт.
20:37 КС в определении по Котову подчеркнул, что суды первой и апелляционной инстанции не рассмотрели «вопросов о том, был ли причиненный или реально угрожающий вред существенным и утратило ли проводимое публичное мероприятие мирный характер вследствие нарушения заявителем порядка его организации либо проведения».
По мнению КС, применение наказания в виде реального лишения свободы по «дадинской статье» невозможно без установления указанных обстоятельств.
«Определением своим КС фактически отказал в принятии жалобы, при этом это очень редкое определение, в котором он не просто отказал в принятии жалобы, а еще раз разъяснил, повторно практически, основные моменты в деле Дадина. И что самое интересное, при этом конкретно повелел пересмотреть дело Константина Котова. Мы (Котов через своих адвокатов) обращались в КС с жалобой на примененную к нему норму статьи 212.1 УК с просьбой признать ее не соответствующей Конституции», — прокомментировала постановление адвокат от ОВД-Инфо Мария Эйсмонт.
«Да, действительно, КС уже один раз рассматривал жалобу на несоответствие Конституции статьи 212.1 УК в деле Дадина и, отказавшись тогда признавать норму неконституционной, он, тем не менее, выявил ее конституционно-правовой смысл, то есть дал ей некое толкование, единственно возможное при ее применении. Этим толкованием КС, в частности, сказал о том, что нельзя подвергать уголовному преследованию людей, которые просто формально три раза в течение 180 дней были привлечены к административной ответственности по нормам об организации порядка проведения публичных мероприятий, что одной этой неоднократности недостаточно, что должен быть реальный ущерб здоровь граждан, имуществу физических, юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, либо реальная угроза, не просто угроза мнимая, которая кажется прокурору, а реальная угроза.
Кроме того он сказал, что все постановления должны вступить к тому моменту в законную силу, а также, что необходимо еще раз проверить все обстоятельства, на основании которых были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку это было в рамках другого производства, а в уголовном производстве необходимо еще раз вернуться с точки зрения наличия реальной угрозы, реального состава преступления все это проверить. КС сказал, что лишение свободы как наказание за неоднократное нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий возможно только в том случае, если эти мероприятия утратили мирный характер, если что-то совсем страшное произошло. В деле Котова, напомню, нет никакого ущерба ни здоровью, ни имуществу, ни окружающей среде, нет никакой реальной угрозы, причиненных действиями конкретного Котова или каких-то иных лиц, которые были рядом с ним. Вопрос в том, что в суде не было доказано, что действиями каких-либо иных лиц был хоть какой-то ущерб нанесен, но прежде всего — действиями Котова.
Фактически его привлекли к уголовной ответственности, посадили на 4 года колонии за деяния, которые вообще не отличимы от деяний человека, который находится в группе граждан. Стоял у памятника, вышел, куда-то шел с двадцатью людьми по пешеходной части улиц, кто-то там что-то кричал, может быть, при этом. А последний раз, когда его взяли, он вообще вышел, все мы видели это видео, оно доступно, просто вышел из подземного перехода станции метро и прошел несколько метров. Поэтому, конечно, с точки зрения выявленного конституционно-правового смысла нормы статьи 212.1 УК, деяния Котова вообще не образуют никакого состава преступления, о чем мы, защита Котова, говорили с самого начала», — говорит адвокат.
- Гражданского активиста Константина Котова 5 сентября приговорили к четырем годам колонии по «дадинской» статье (ст. 212.1 УК) из-за участия в сходе в поддержку Азата Мифтахова, сходе «В защиту нового поколения» у здания ФСБ, акции в поддержку Ивана Голунова и в прогулке после митинга за честные выборы 10 августа, а также призыва выйти на Трубную площадь из-за недопуска до выборов независимых кандидатов в Мосгордуму.
- Апелляцию на приговор Константину Котову подали 14 адвокатов. С каждым из них заключено соглашение на сумму 212 рублей 10 копеек. Мосгорсуд оставил приговор без изменений.