В Москве против члена Правозащитного центра «Мемориал» и руководителя организации «Ёрдам» («Помощь») Бахрома Хамроева возбудили уголовное дело. Об этом сообщил сам ПЦ «Мемориал».
Хамроева обвиняют в фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания (ст. 322.3 УК). По мнению следствия, правозащитник «из личной заинтересованности» зарегистрировал в своей квартире гражданина Киргизии Валишера Кадирова и гражданина Таджикистана Фируза Рустамова, зная, что они не будут жить по адресу регистрации.
По словам Хамроева, он действительно регистрировал в своей квартире людей, которые нуждались в помощи. Денег за это он не брал. Кроме того, Кадиров жил у Хамроева время от времени с 2016 года, а затем съехал.
13 февраля сотрудники полиции сообщили правозащитнику о возбуждении уголовного дела.
За день до этого участковый просил у Хамроева телефоны зарегистрированных у него в квартире граждан Центральной Азии. Правозащитник дал телефоны Кадирова и Рустамова, которые и стали свидетелями в деле. В тот же день они написали объяснительные о том, что не живут в квартире у Хамроева. По данным «Мемориала», в отношении Рустамова правоохранители угрожали возбудить уголовное дело в случае отказа от сотрудничестве, а за дачу показаний обещали помочь с регистрацией.
По мнению члена Совета ПЦ «Мемориал» Виталия Пономарева, предъявленное обвинение — «только повод для расправы с правозащитником, известным своей активной позицией по защите беженцев из Центральной Азии». Пономарев обратил внимание на то, что в случае отсутствия регистрации беженцам угрожает принудительное возвращение на родину при участии российских спецслужб.
В сентябре 2016 года сотрудники ФСБ провели обыск в квартире Хамроева. После обыска его повезли на допрос в Управление ФСБ, сняли отпечатки пальцев. Тогда он проходил по делу двух беженцев из Узбекистана в качестве свидетеля. На допросе сотрудники ФСБ спрашивали Хамроева, почему он помогает экстремистам.
Бахром Хамроев занимается правозащитной деятельностью в России с 1992 года. В последние годы он чаще всего занимался защитой прав лиц, которым были предъявлены обвинения в исламском радикализме и другие обвинения религиозного характера.