Президиум Верховного суда Российской Федерации подтвердил приговор главе отдела внутренней экономической безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексею Пичугину. Об этом сообщает «Новая Газета».
После того, как в июне ЕСПЧ удовлетворил жалобу Пичугина и присудил ему 15 000 евро компенсации за нарушение Россией принципа презумпции невиновности, Верховный суд был обязан пересмотреть дело.
По мнению Европейского суда, презумпция невиновности была нарушена дважды. Во-первых, заместитель генерального прокурора и руководитель следственной группы по уголовному делу публично заявляли на телевидении о виновности Пичугина еще до начала судебного разбирательства. Во-вторых, суд не учел мнение почерковеда, которое может свидетельствовать о невиновности осужденного.
Сегодня в Верховном суде состоялось заседание, на котором прокурор утверждал о справедливости суда и наказания, а защита просила освободить подзащитного. Судьи удалились в совещательную комнату и через 20 минут огласили решение: формально возобновить дело, признать приговор законным, рассмотрение дела прекратить.
Алексей Пичугин был задержан в 2003 году. Его признали виновным в убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, предпринимателя Сергея Горина и его супруги, а также директора московской компании «Феникс» Валентины Корнеевой. В итоге двух судебных процессов, Пичугин был приговорен к пожизненному заключению, сам он свою вину не признал.
В октябре 2012 года суд в Страсбурге обязал российские власти выплатить Пичугину девять с половиной тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек. Судьи ЕСПЧ посчитали, что в отношении Пичугина имело место нарушение права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Европейской конвенции по правам человека).
Тогда Верховный суд не стал возобновлять производство по этому делу, из-за чего защита пожаловалась в Комитет министров Совета Европы. Сейчас жалоба рассматривается, Комитет министров взял ситуацию под свой контроль.
В июле Пичугину отказали в помиловании.
Правозащитники считают дело, возбужденное против Пичугина, сфальсифицированным, а преследование его — частью масштабной кампании российских властей против ЮКОСа.