В Верховном суде Чеченской Республики прошли прения по делу украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха, которых обвиняют в том, что они участвовали в боевых действиях против федеральных войск во время Первой чеченской кампании, а также в убийствах и покушениях на убийство российских военнослужащих и сотрудников правохранительных органов.
Как сообщает в Facebook журналист Антон Наумлюк, прокурор Сергей Блинников в ходе прений, в частности, заявил, что Карпюк и другие члены организации «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО) в новогоднюю ночь 1995 года на площади Минутка в Грозном «за несколько минут уничтожили около 30 российских военнослужащих». При этом, по словам журналиста, в этом месте не было боев до 20 января.
Адвокат Докка Ицлаев, представляющий интересы Карпюка (его речь пересказал Наумлюк), заявил, что из пятнадцати погибших и десяти раненых солдат, в гибели и ранениях которых якобы виновны подсудимые, только один пострадал от стрелкового оружия, и то другого калибра, чем то, которое, по утверждению обвинения, было у подсудимых. Основная часть погибших получили ранения от взрывов или огня.
Мой подзащитный вообще никогда не был в Чечне. Единственное доказательство, которое представляет обвинение, — это показания Малофеева, человека, с, мягко говоря, сомнительной репутацией
— заявила адвокат Марина Дубровина, представляющая интересы Станислава Клыха. Александр Малофеев, давший показания на Карпюка и Клыха, по данным адвокатов, также не был в Чечне. В ходе разбирательства в суд из Керчи было прислано его дело, согласно которому в 2000 году он был осужден в Крыму за грабеж и отбывал наказание, в то время как следствие утверждает, что в это время он, как и в середины 1990-х годов, был в Чечне. Однако прокурор Блинников утверждает, что керченское дело Малофеева было сфальсифицировано Службой безопасности Украины, чтобы создать ему алиби.
После адвокатов с последним словом выступили подсудимые. Оба заявили, что в Чечне не были и что во время следствия подвергались пыткам.
Продолжение процесса назначено на 18 мая: будут обсуждаться вопросы для присяжных. Не исключено, что присяжные в тот же день вынесут вердикт.
По версии следствия, Николай Карпюк и Станислав Клых были членами УНА-УНСО и в конце 1994 — начале 1995 года воевали с российскими войсками в Грозном в составе вооруженных формирований самопровозглашенной Республики Ичкерия.
Защита Карпюка и Клыха настаивает на том, что обвиняемые не только не участвовали в военных действиях в Чечне, но даже не были на территории республики до начала судебных заседаний по их делу. Обвиняемые ранее утверждали, что в ходе следствия давали признательные показания под пытками. Основной свидетель по делу, Малофеев, давший на них показания на Карпюка и Клыха, также, по-видимому, подвергался пыткам.
На Клыха заведено новое дело за оскорбление прокурора в ходе заседания. Ранее его адвокат Дубровина требовала предоставить ей информацию о том, какие препараты дают ее подзащитному, поскольку он ведет себя в суде неадекватно — то буйно, то апатично. Провести судебно-психиатрическую экспертизу Клыха суд не дал.