Депутаты Госдумы от КПРФ Александр Куликов и Юрий Синельщиков подготовили законопроект, вводящий конфискацию имущества как меру наказания за различные преступления. Об этом сообщает «Коммерсант».
Зампред комитета по уголовному законодательству и соавтор проекта Юрий Синельщиков отметил изданию, что «сейчас конфискация может применяться, когда следователь и суд доказали, что имущество обвиняемого добыто преступным путем». Авторы же проекта «предлагают вернуться к советской практике», при которой суд вправе изымать имущество у преступников «независимо от того, нажито оно преступным путем или нет». Коммунисты считают, что это позволит «эффективно сдерживать продолжающийся рост тяжких и корыстных преступлений».
В законопроекте представителей КПРФ конфискация имущества предусмотрена не только за коррупционные преступления, но и за деяния, вовсе не связанные с корыстным умыслом. Среди них — ст. 212 (массовые беспорядки), ст. 275 (государственная измена), ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 205 (теракт, в том числе призывы к террористической деятельности), ст. 228 (незаконный оборот наркотиков), ст. 159 (мошенничество) — всего в проекте упоминается около сотни статей УК. Изъятие имущества даже за «некорыстные преступления» Юрий Синельщиков считает «вполне нормальным», но отмечает, что «не уверен» в поддержке коллег, поскольку «власть держится на собственниках».
Правительство дало на законопроект отрицательный отзыв. Заместитель председателя Верховного суда Владимир Давыдов отметил, что проект «концептуальных возражений не вызывает», но представленный перечень статей УК «нуждается в дальнейшей проработке». «Конфискация должна выступать прежде всего как средство противодействия совершению преступлений корыстной, в том числе коррупционной, направленности»,- сказано в отзыве ВС.
Глава комитета Госдумы по уголовному законодательству Павел Крашенинников отметил, что сейчас и так уже существуют все правовые инструменты для возмещения ущерба преступником. «Если он был нанесен, надо его определить и взыскать»,- пояснил он.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов также отметил, что «конфискация имущества — это, по сути, разграбление дома». «Если кто-то думает, что с помощью этого института можно пополнить государственный бюджет в наши худые годы, то это пустые хлопоты»,- отметил он. Господин Федотов не видит «никаких преимуществ», которые давал бы законопроект, кроме пиара его авторам.