Нижний Новгород печально известен «борьбой с экстремизмом», особенно рьяно выливающейся на берегу Волги в борьбу с любым инакомыслием. Стандартная для Нижнего Новгорода «профилактика распространения левых и анархистских идей» — создание препятствий в проведении молодежных неформальных концертов. С этой практикой «Агора» попытается побороться в суде.
По информации «Открытого информагентства», сегодня организатор прошедшего 9 мая панк-рок-концерта Иван Воронцов и одна из участниц Анастасия Никитина подали в суды (Ибресинский районный суд Чувашии и Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода соответственно — по месту регистрации) заявления, в которых просят признать незаконными действия сотрудников полиции по разгону мероприятия, задержанию и личному досмотру ее участников. Об этом сообщает представляющий интересы гражданских активистов юрист Дмитрий Утукин, сотрудничающий с Межрегиональной правозащитной Ассоциацией «Агора» по этому делу.
9 мая 2014 года Иван Воронцов организовывал выступление нескольких музыкальных коллективов в гараже, оборудованном в репетиционную точку. В заявлении в суд гражданский активист сообщил, что концерт проходил вдали от жилых домов, он не был политическим, алкоголь никто не продавал и не употреблял. Ближе к полуночи к гаражу подъехали два автобуса, из которых вышли около 50 полицейских в пятнистой камуфляжной форме без опознавательных знаков.
— Они не представлялись, удостоверений личности не предъявляли, — зафиксировал в заявлении в суд Иван Воронцов — Они стали валить участников концерта на землю, выкрикивая угрозы. Никаких требований или предупреждений не озвучивалось. Как я понял, они были сотрудниками полиции. Скрыться я не пытался, однако меня подвели к стене и поставили к ней лицом. На мои вопросы о том, что происходит, каковы причины задержания, мужчины не отвечали.
Через какое-то время, как рассказывает организатор концерта, всех его участников стали заводить в автобус, где с каждым беседовали.
— Меня тоже завели в автобус, — вспоминает гражданский активист. — При этом был проведен мой личный досмотр. Протокол не составлялся, понятые не приглашались. Меня расспрашивали о характере проводимого мной мероприятия, так как я представился организатором концерта. Беседа фиксировалась на фото и видео. В моем присутствии был произведен осмотр помещения с использованием служебной собаки. Никаких документов о проведении осмотра не составлялось. Ничего запрещенного обнаружено не было. После того, как полицейские провели беседу со всеми присутствовавшими, они уехали.
Участница концерта Анастасия Никитина, увидев людей в пятнистой форме испугалась и попыталась убежать: «Однако они поймали меня и повалили на землю. Я сильно ударилась коленями об асфальт. Затем один из мужчин силой меня приволок к одному из автобусов. Как я поняла позже, мужчины были сотрудниками полиции. Они обыскали меня, проверили содержание сумки. Никаких протоколов не составлялось, понятые при этом также не присутствовали. После этого меня завели внутрь автобуса, где со мной беседовали сотрудники полиции. Никто мне не представлялся, служебных удостоверений не предъявлял. Беседа фиксировалась на фото и видео. Полицейский записал мои личные данные и спросил, не обсуждали ли мы ситуацию на Украине. После этого меня отпустили».
Иван Воронцов и Анастасия Никитина также просят суд истребовать из ГУ МВД РФ по Нижегородской области все материалы по разгону концерта.