Сотрудникам МРОО «Комитет против пыток» стало известно, что в Нижнем Новгороде пройдет шествие «За честные выборы». Было принято решение направить общественных наблюдателей, в обязанность которых входило фиксировать возможные нарушения гражданских прав при проведении акции.
Нижегородские оппозиционеры запланировали свое шествие на 10 марта в 15:00 от кинотеатра «Октябрь» до площади Минина и Пожарского. Несмотря на то, что акция не была согласована городскими властями, к назначенному времени около кинотеатра «Октябрь» собралось порядка двухсот человек.
Перед началом шествия к присутствующим обратился сотрудник полиции с обращением: «в соответствии Федеральным законом № 54 проведение данного мероприятия незаконно и несанкционированное. Любое участие в нем будет пресечено в соответствии с действующим законодательством» (Стиль сохранен, цитата по видео на сайте Комсомольской правды).
Начав свое шествие и пройдя буквально несколько метров, авангард колонны митингующих был блокирован и окружен бойцами БСНа и ОМОНа. Необходимо отметить, что четыре ПАЗика заранее стояли около магазина «Художественные промыслы», а неподалеку во дворах дежурили и ждали своего часа бойцы указанных подразделений. По всей видимости, руководство ГУВД Нижегородской области заранее было настроено действовать жестко в отношении митингующих.
После того, как часть оппозиционеров была окружена, «спецоперация» силовиков вступила в свою очередную фазу, участников шествия по одному выдергивали из окружения и волоком тащили к автобусам. Причем совершенно непонятно, по каким признакам избирались лица для задержания, так как действия всех были совершенно одинаковыми, и, если полицейские усмотрели состав правонарушения, то он был в действиях всех участников мероприятия. Сами нижегородские правоохранители заявили в итоге о 85-ти задержанных.
Задержания в целом происходили достаточно жестко. Сотрясение головного мозга и ушиб грудной клетки получил Олег Сильвестров. Из отдела полиции № 5, что в Нижегородском районе, «скорая» доставила его в больницу, где он был госпитализирован. Непонятно, почему протоколы об административном правонарушении нельзя было составить на месте проведения шествия. У всех митингующих с собой были паспорта, практически все проживают в Нижнем Новгороде. Какая была необходимость затаскивать людей в автобус, волоча по мокрому асфальту, а потом доставлять в отделы полиции?
Тем не менее, шествие продолжилось. Те его участники, которых полицейские не стали задерживать, проследовали до площади Минина и Пожарского. Таким образом, не смотря на заявление полицейских о незаконности шествия, оно пресечено не было. Значит, задержание оппозиционеров не имело под собой целью пресечь правонарушения? На самой площади, оцепив оставшихся, бойцы БСНа и ОМОНа позволили им провести свой митинг, но и здесь не обошлось без задержаний — несколько человек не по своей воле отправились в отделы полиции.
В ходе наблюдения за вышеописанными событиями, МРОО «Комитет против пыток» по «горячим следам» считает нужным заявить о массовых нарушениях закона Российской Федерации со стороны органов правопорядка в отношении граждан Российской Федерации, собравшихся 10 марта на несогласованное публичное мероприятие.
Задержанных доставили в отделы полиции № 5 и 7 Нижегородского и Советского районов города. На них были составлены протоколы о нарушении ст. ст. 20.2. (нарушение установленного порядка организации либо проведения шествия), а также 19.3 (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции) КоАП РФ. Протоколы были составлены с нарушением сроков, предусмотренных части 1 статьи 27.5 КоАП (три часа с момента доставления). В результате люди фактически стали покидать отделы полиции в районе 22–23 часов 10 марта 2012 года. Таким образом, срок задержания был превышен более чем на три часа. Многие протоколы были составлены с нарушением: время в них проставлено 17–18 часов, на самом деле отпустили задержанных намного позднее. Некоторым не были разъяснены их права. С большим трудом к задержанным были допущены их представители.
Не менее десяти человек были подвергнуты административному задержанию в соответствии с частью 2 статьи 27.5 КоАП РФ. Задержание было мотивировано тем, что лица должны предстать перед судом. Комитет против пыток считает такой мотив для ограничения свободы незаконным. Административное задержание в качестве принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может применяться, если оно не обусловлено целями, определенными в подпункте «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которого законным признается задержание лица, произведенное с тем чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения. Большинство из задержанных имеют постоянное место жительства в г. Н.Новгороде, семью и не собираются уклоняться от явки в суд для разрешения вопроса об административном наказании. Многие из них ранее уже неоднократно привлекались к административной ответственности за аналогичные действия и во всех случаях добровольно являлись в суды, рассматривающие административные дела. Таким образом, оснований полагать, что в этот раз они самостоятельно не явятся, у полиции быть не могло. Следовательно, их задержание не было обусловлено необходимостью обеспечить их присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эта позиция нашла отражение в решениях Конституционного и Верховного Судов РФ.
В результате задержанные были вынуждены спать по очереди на жестких лавках в камерах для административно задержанных, которые не предназначены для длительного содержания людей.
С целью проверки условия содержания указанных лиц члены Общественной наблюдательной комиссии по Нижегородской области (ОНК) Жукова и Каляпин попытались получить доступ в отделы полиции 5 и 7, предварительно подав уведомление согласно закону. Начальники указанных отделов полиции отказались пускать членов ОНК, сославшись на прямое указание руководства, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.32 КоАП РФ.
Необходимо также отметить, что представители прокуратуры, находившиеся в отделах полиции, никаких мер прокурорского реагирования не приняли, несмотря на то, что к ним непосредственно обратились члены ОНК с устным сообщением о нарушении федерального законодательства.
В 8 часов утра 11 марта 2012 года задержанных привезли к участку мировых судей на улице Рождественской в городе Нижнем Новгороде. Автобусы остановились около суда, а водители заглушили двигатели. В туалет задержанных не выпускали и для проведения судебного разбирательства выводили по одному. Температура воздуха в Нижнем Новгороде составляла на то время минус 9 градусов по Цельсию. Считаем, что подобные действия сотрудников полиции составляют нарушение статьи 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части жестокого обращения. На момент составления отчета (13–00 11 марта 2012 года) задержанные до сих пор находятся в автобусах.
Таким образом, не оценивая законность или не законность действий участников несанкционированного митинга, мы заявляем, что нижегородская полиция вновь продемонстрировала способность говорить лишь на языке силы, а закон является для нее предметом факультативным. И если прошедший митинг 5 марта прошел без каких-либо происшествий, то события 10 марта наглядно продемонстрировали, что реакция на одинаковые по своей сути публичные мероприятия у нижегородских полицейских является диаметрально противоположной. Хочется напомнить, что закон применяется и охраняется и до, и после выборов, независимо от указания «сверху».
11 марта МРОО «Комитет против пыток» направил письмо Прокурору Нижегородской области с требованием принять меры прокурорского реагирования, проверить законность, а также дать правовую оценку действиям сотрудников полиции по итогам публичного мероприятия 10 марта в Нижнем Новгороде.
Фото: © Дмитрий Свешкников