КПРФ получила 19% голосов избирателей на прошедших выборах в Госдуму. После этого сторонники партии столкнулись с беспрецедентным для «внутрисистемной оппозиции» давлением. Их задерживают, штрафуют и отправляют под административный арест, блокируют в партийных помещениях. В КПРФ продолжают оспаривать итоги выборов и требуют расследования действий МВД.
Чудо последнего процента
К сентябрьским выборам в Госдуму КПРФ оказалась одной из наиболее перспективных партий с точки зрения попадания в парламент. Со времени распада СССР наследница КПСС стабильно занимала вторые места на парламентских и президентских выборах. Она закрепила за собой статус так называемой «внутрисистемной оппозиции», во многом лояльной Кремлю. КПРФ в Госдуме зачастую голосует за большую часть законов, направленных на сворачивание демократических свобод.
В то же время КПРФ готова поддерживать население в локальных протестах без прямых политических требований: против строительства мусорного полигона на станции Шиес в Архангельской области, проекта реновации и строительства Юго-Восточной хорды в Москве.
Также коммунисты выступили и против пенсионной реформы в 2018 году, организовав крупный митинг в Москве. Лидер московского отделения КПРФ Валерий Рашкин широко известен поддержкой столичных протестных инициатив, легализацией с помощью «встреч с депутатами» многих протестных акций в Москве, запрещенных с начала пандемии.
Региональный депутат от КПРФ, саратовец Николай Бондаренко имеет более полутора миллионов подписчиков на своем ютуб-канале. Одну из самых успешных кампаний оппозиционных кандидатов на этих выборах провел руководитель независимого профсоюза сотрудников МГУ, баллотировавшийся от КПРФ Михаил Лобанов. Личная популярность политиков от КПРФ, а также рекомендации протестного «Умного голосования» способствовали успеху коммунистов на выборах.
В большей части московских округов на избирательных участках с отрывом побеждали кандидаты от КПРФ. Их соперники из «Единой России» и кандидаты, близкие к столичной мэрии, проигрывали после подсчета 99% бюллетеней.
Но все изменилось. Провластные кандидаты победили благодаря электронному голосованию, которое в качестве эксперимента на этих парламентских выборах проводилось в нескольких регионах России. Результаты электронного голосования по Москве необъяснимым образом долго не публиковались. У независимых наблюдателей накоплено гораздо меньше опыта контроля за прозрачностью подсчета голосов, отданных через интернет, по сравнению с голосованием на участках.
После оглашения результатов голосования Центризбиркомом КПРФ теперь проигрывала во всех столичных округах. Всего же партия набрала чуть меньше 19% голосов по России и получила 57 мест в Госдуме. В прошлом созыве коммунисты занимали 43 кресла в парламенте, получив 14% голосов на выборах.
«В некоторых регионах КПРФ заняла на выборах первое место. Есть ряд регионов, где КПРФ на втором месте, но с очень большим результатом (около 30%). Есть регионы, где голоса были настолько сфальсифицированы, что сложно сказать, какой там был реальный процент КПРФ. В Москве, если не учитывать электронное голосование, по участкам КПРФ тоже на первом месте, с небольшим отрывом от „Единой России“. На реальных выборах [без учета электронного голосования] они получили результат, оказавшийся совершенно шокирующим для Кремля. То, что КПРФ пытается на этом результате настаивать, заставляет принимать против них экстраординарные меры», — рассказывает ОВД-Инфо член правления Сахаровского центра Илья Будрайтскис, который на этих выборах участвовал в кампании кандидата от КПРФ Михаила Лобанова.
Эксперт считает, что новые избиратели ждут от КПРФ реальной оппозиционности. Руководство партии, в свою очередь, хочет показать, что просто так не проглотит фальсификации.
«Внутри КПРФ есть люди, которые хотят, чтобы партия была последовательно оппозиционной. Именно они привлекают новых избирателей: Зюганов должен этих людей прикрывать хотя бы до поры до времени. Главное, чего не хочет КПРФ, — чтобы все выглядело так, будто „Зюганов опять все слил“. С одной стороны, КПРФ зависит от Кремля, с другой, влияние КПРФ зависит от оппозиционно настроенных избирателей», — считает Будрайтскис.
Неудобная «внутрисистемная оппозиция»
Случаи давления на КПРФ начались еще до выборов. Так, из предвыборного списка партии исключили популярного политика Павла Грудинина, в Барнауле задерживали за расклейку листовок, в Костроме полиция сорвала детский праздник, связанный с компартией, в Москве по обвинению в неповиновении полиции на трое суток арестовали Аскера Гейдарова, доверенное лицо депутата Госдумы Валерия Рашкина. В ходе самих выборов в Хабаровске с участка удалили кандидата в депутаты Госдумы от КПРФ Светлану Изотову.
После оглашения результатов выборов сторонники КПРФ протестовали против фальсификаций в разных городах: Магадане, Екатеринбурге, Вологде, Ростове-на-Дону, Барнауле.
В Хабаровске задерживали местного лидера КПРФ Петра Перевезенцева за «пресс-конференцию под открытым небом», в Белгороде члену компартии Андрею Борзых вручили предостережение о недопустимости проведения акций протеста. Роскомнадзор грозился заблокировать сайт КПРФ из-за анонса всероссийской акции протеста, назначенной на 25 сентября.
Основное давление на сторонников КПРФ развернулось в Москве. В столице партии отказали в проведении акций протеста по итогам выборов 20, 21 и 25 сентября. 20 и 25 сентября КПРФ проводила встречи с депутатами в центре города на Пушкинской площади. Коммунисты заявляют о том, что более ста их сторонников и партийных функционеров были задержаны в конце сентября и начале октября, во время и накануне акций.
«Мы рассчитывали на противодействие в ходе подсчетов результатов выборов, так отчасти и получилось: отключение камер, безосновательные и жесткие удаления членов УИК и наблюдателей, недопуск на проблемные участки. Все, что последовало далее, — не столько неожиданно, сколько совершенно неадекватно. Никаких массовых несогласованных митингов не организовывалось, проводились встречи с депутатами. Реакцию власти на проведение таких стандартных, законных встреч считаю очень нервной и контрпродуктивной», — рассказывает ОВД-Инфо Елена Янчук, депутат Мосгордумы от КПРФ, которую задерживала полиция за участие во встречах с депутатами Госдумы.
Против результатов электронного голосования в Москве поданы 32 иска, в том числе 15 от КПРФ как от партии и еще 15 — от кандидатов от КПРФ.
«Мы не соглашаемся признать сфальсифицированные итоги выборов, не соглашаемся признать электронное голосование, продолжаем отстаивать свою точку зрения. Нас пытаются запугать: мы видим, что на этих выборах власть вышла из всех правовых берегов. Стандартные схемы фальсификаций уже не работают, электоральные султанаты не дают необходимого результата. Для этого применена технология электронного голосования и подкуп избирателей. [Выплаты по] 10 и 15 тысяч [рублей], выгон всех бюджетников под камеры с 10 до 12 в пятницу — это тоже политическое запугивание», — отметил в разговоре с ОВД-Инфо Сергей Обухов, секретарь ЦК КПРФ и депутат Госдумы.
Осады и задержания
Задержания коснулись не только членов партии: по 10 суток за призывы участвовать во встречах с депутатами получили публицист и преподаватель Шанинки Борис Кагарлицкий и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов. 20 суток ареста также за призыв к участию во встрече с депутатами получил активист «Левого фронта» Леонид Богомолов.
«Как я понимаю, была дана команда максимально купировать любой протест, даже мирные законные формы уже становятся красной тряпкой. Приемную вице-спикера [Госдумы от КПРФ Ивана Мельникова] блокировали, когда там находились юристы КПРФ, готовившие судебные иски по итогам выборов в Москве, — рассказывает депутат Мосгордумы от КПРФ Елена Янчук. — Несоразмерно жесткое наказание назначили советнику по правовым вопросам МГК КПРФ Магомеду Биджеву, до этого не привлекавшемуся к административной ответственности, имеющему несовершеннолетних детей. Основание — репост записи с анонсом встречи с депутатом».
10 суток ареста получил муниципальный депутат от компартии Сергей Цукасов — его задержали на утренней пробежке.
Явно превышая полномочия (для задержаний парламентариев разработана специальная процедура), полицейские в столичном метрополитене потребовали от Сергея Обухова, депутата Госдумы прошлого созыва, пройти в опорный пункт.
«Как я понимаю, сработала система распознавания лиц. Обухов оказался страшным преступником. За мной по вагонам метро пустили полицию. На станции метро „Партизанская“ меня ждали три человека, завели в опорный пункт полиции — пришлось им объяснять азы… Я позвонил Зюганову. Видимо, сработало это и то, что я избранный депутат Госдумы. Меня отпустили, но вечером того же дня приходили к моей дочери и выясняли, где я, — это глобальная спецоперация. У нас больше нет наркозакладчиков, хулиганов и уличной преступности — все силы полиции брошены против актива КПРФ», — Обухов рассказывает ОВД-Инфо.
Против КПРФ силовики использовали тактику, отработанную против сторонников Алексея Навального этой весной: на самих встречах с депутатами 20 и 25 сентября задержаний было мало, в основном задерживали после акций.
Лидера фракции КПРФ в Мосгордуме Николая Зубрилина силой удерживали в ОВД, где ему стало плохо, затем в суде ему назначили штраф. Депутат Мосгордумы от КПРФ Екатерина Енгалычева была вынуждена несколько дней не выходить из здания Мосгордумы, опасаясь ареста. В результате за репосты информации о встрече с депутатами ее оштрафовали на 250 тысяч рублей. Руководитель протестного отдела московской КПРФ Павел Иванов неделю находился в здании горкома компартии, а когда вышел — суд оштрафовал его на 30 тысяч рублей по статье об организации акции.
Ради задержаний и воспрепятствования организации протестов московская полиция блокировала здание столичного горкома КПРФ, приемную вице-спикера Госдумы от компартии и даже Московскую городскую думу.
29 сентября фракция КПРФ в Мосгордуме в знак протеста против произвола силовиков покинула заседание столичного парламента. Депутаты потребовали освободить всех задержанных, выступавших против фальсификаций выборов, а также заявили, что не признают итоги голосования в Москве. Депутат Госдумы прошлого созыва Сергей Обухов рассказал ОВД-Инфо, что КПРФ планирует потребовать от руководства МВД отчета в стенах Госдумы.
«Никаких нарушений законодательства, в том числе по ст. 20.2 КоАП, с нашей стороны не было! Все наши мероприятия проходили в формате встречи депутатов с населением. Это законная форма работы избранников народа и воспрепятствование ей должно наказываться. Требуем остановить распоясавшуюся полицейщину и вернуть ее в рамки закона. На первом же заседании российского парламента мы потребуем создания комиссии по расследованию фактов преследования кандидатов в депутаты Госдумы», — заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
4 октября он обратился с открытым письмом к Владимиру Путину. В нем лидер партии пожаловался на задержания членов КПРФ после протестных акций, назвав их безосновательными. Зюганов попросил президента России «принять строгие меры, направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в превышении своих полномочий». Также он раскритиковал трехдневный формат выборов и онлайн-голосование.