Сегодня Ирина Славина (Мурахтаева) пришла к зданию управления МВД в Нижнем Новгороде. Она привязала себя к скамейке, облила одежду горючей жидкостью и подожгла. Случайный прохожий попытался сбить пламя своей курткой, но женщина оттолкнула его. Прямо перед самосожжением Ирина написала в своем фейсбуке: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». Нижегородцы несут цветы к месту гибели журналистки. У нее остались муж и дочь.
Славина была главредом сайта KozaPress (на момент публикации текста сайт недоступен — возможно, из-за наплыва посетителей). Проект зарегистрирован как СМИ, освещал в основном события в Нижегородской области. Славина была, вероятно, единственным сотрудником этого медиа: большинство текстов на сайте подписано ее именем, и на KozaPress до сих пор нет новости о ее самоубийстве.
Ранее нижегородская журналистка неоднократно сталкивалась с давлением местных силовиков.
В марте 2019 Славину оштрафовали на 20 тысяч рублей за участие в шествии памяти Бориса Немцова. В апреле 2019 года на нее составили протоколы за то, что в новости KozaPress попала символика запрещенной в России Misanthropic Division. Суд прекратил преследование Славиной по этому делу.
В июле 2019 года ее оштрафовали на пять тысяч рублей по статье 20.33 КоАП (участие в деятельности нежелательной организации) за освещение прошедшего в Тюмени форума «Свободные люди», связанного с «Открытой Россией».
В октябре 2019 года Славину оштрафовали на 70 тысяч рублей по статье о неуважении к власти (часть 3 статьи 20.1 КоАП) за то, что она написала в фейсбуке: «После того, как в нижегородской Шахунье на доме повесили морду Сталина (речь идет о мемориальной доске — ОВД-Инфо), предлагается переименовать населенный пункт в Шахуйню».
В ноябре 2019 года на Славину завели административное дело об оскорблении (часть 1 статьи 5.61 КоАП) за то, что она назвала провластного активиста Илью Славина (ОВД-Инфо недавно писал о нем) в фейсбуке «гандоном».
В марте 2020 года ее опросили в прокуратуре из-за заметки, где упоминался Правозащитный центр «Мемориал». Тогда она прямо на бланке объяснения написала, что считает происходящее «охотой на ведьм».
Вчера у Славиной прошел обыск по делу о деятельности «нежелательной организации» «Открытая Россия» в Нижнем Новгороде. Обыски прошли и у других нижегородцев, которых силовики связывают с коалицией «Объединенные демократы» и инициативой против застройки городского парка «Швейцария».
Славина держалась на обыске и после него сдержанно, давала комментарии журналистам. Потом написала в фейсбуке: «Если бы они так и не явились ко мне, значит, все это время я хуйней какой-то занималась. Ведь так? Теперь понимаю, что всё было не зря. Всем огромное спасибо за ту поддержку, которую вы оказываете мне. Ваша капитанская дочка».
На следующий день после обыска Ирина Славина совершила самосожжение.
Глава Комитета против пыток нижегородец Игорь Каляпин написал у себя в фейсбуке о случившемся: «Нисколько не сомневаюсь, что вся эта серия обысков с СОБРом, укладыванием обыскиваемых мордой в пол и прочими «масками-шоу» была вызвана вовсе не поисками привидения Ходорковского, а замышлялась именно как психологическая атака на нижегородских активистов, которые посмели помечтать выдвинуться в местные органы власти. Нисколько не сомневаюсь, что именно на психологический эффект и рассчитывали те, кто ее задумывал и те, кто осуществлял.
У каждого своя нервная система и свой болевой порог… Поздравляю вас, твари, с удачно осуществленным мероприятием. У вас все получилось в этот раз».