Самые известные диссидентские акции были групповыми. Но одиночные пикеты тоже существовали. Как правило, в них выходили люди, которые добивались разрешения эмигрировать из СССР — но не только. Историк Алексей Макаров рассказывает о трех одиночных пикетах, посвященных политзаключенным.
15 суток ареста и предупреждение КГБ
Виктор Томачинский еще будучи старшеклассником «начал осознавать несовместимость» своего «естества с коммунистической идеологией и практикой советского образа жизни». Получив специальность автомеханика, Томачинский сменил множество работ и с середины 1970-х начал добиваться права на эмиграцию в США.
18 мая 1978 он вышел на одиночную демонстрацию к зданию Верховного суда СССР в связи с приговором правозащитнику Юрию Орлову. Томачинского задержали и арестовали на 15 суток за «мелкое хулиганство». Также ему было объявлено официальное предупреждение КГБ по Указу от 25.12.1972: после такого предупреждения следующее столкновение с КГБ нередко заканчивалось уже уголовным делом.
И закончилось: в 1982 года Томачинского приговорили к году лишения свободы и пяти годам ссылки за «тунеядство» (политических активистов нередко увольняли, им сложно было найти работу, а тунеядцем считался тот, кто не работает более полугода). За несколько дней до конца срока против Томачинского возбудили новое дело — на этот раз за «распространение заведомо ложных измышлений», а затем приговорили к трем годам лагеря. В 1983 году Томачинский умер в тюрьме.
Пять лет лагерей
Виктор Монбланов — киноработник из Киева. 30 декабря 1978 он вышел на главную улицу города с плакатом «Свободу узникам совести». В самиздатских источниках утверждается, что Монбланов был в белом плаще, с кружкой для сбора пожертвований на помощь политзаключенным в одной руке и Библией в другой.
Через несколько минут плакат сорвал А. Г. Диль — ветеран войны, который возмущался и говорил, что никаких «узников совести» в СССР нет. Монбланов был задержан сотрудниками милиции, отправлен в спецприемник, а потом на психиатрическую экспертизу, которая признала его здоровым.
24 апреля 1979 суд назначил Монбланову четыре года лагерей за «злостное хулиганство». В 1981 Монбланова освободили условно-досрочно, но на свободе пробыл совсем недолго. В 1982 году его принудительно госпитализировали в психиатрическую больницу за одиночную демонстрацию, посвященную пятилетию со дня ареста основателя Московской Хельсинкской группы Юрия Орлова. Монбланова снова признали вменяемым и осудили на пять лет лагерей строгого режима за «злостное хулиганство».
Семь лет лагерей и два года ссылки
Вазиф Мейланов преподавал математику в Махачкалинском политехническом институте. Со второй половины 1970-х годов Мейланов начинает распространять самиздат, а также пишет книгу «Заметки на полях советских газет».
24 января 1980 года Мейланов изготавливает плакат с протестом против высылки Сахарова в Горький и на следующий день выходит на центральную площадь Махачкалы. Согласно его воспоминаниям, он простоял 17 минут, после чего был приглашен в обком для беседы. Результатом беседы власти не удовлетворились, и Мейланова арестовали.
2 декабря 1980 года суд приговорил Мейланова к семи годам лагеря и двум годам ссылки. Такой большой срок был обусловлен не только выходом на площадь, но и распространением самиздата и, прежде всего, «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына. Наказание он отбывал в пермском политическом лагере и Чистопольской тюрьме, а ссылку в Якутии.
В январе 1990 года Верховный суд РСФСР пересмотрел дело и снял обвинение в демонстрации и распространении книги Солженицына. Полностью же Мейланова реабилитировали в ноябре 1990 года.