В последние месяцы в Крыму сотрудники правоохранительных органов массово вручают крымским татарам предостережения о недопустимости участия в несогласованных акциях, «противоправных действий» и «силового сопротивления властям». Активисты сообщают о как минимум 60 подобных случаях. ОВД-Инфо поговорил с несколькими людьми, которые оказались среди предупрежденных.
Лутфие Зудиева, активистка «Крымской солидарности»
С предостережением ко мне пришли 1 мая. В этот день я была дома, как и вся семья. Мы давно уже сидим дома из-за режима самоизоляции. Документ принес оперативный уполномоченный. По диалогу с ним стало понятно, что он не владеет никакими данными, его задачи просто принести и зачитать это определение, и просто отчитаться перед начальством. Мне принесли два предостережения. Одно от прокуратуры, предостережение о недопустимости участия в каких-то несанкционированных акциях и мероприятиях.
Сейчас такие предостережения уже два месяца раздают в каждом районе Крыма, практически весь Крым охвачен. Делают это достаточно настойчиво, во многих случаях приезжают ночью, и в 10, и в 11 часов. Если не находят человека дома, начинают искать его на работе. Если и там его не находят, отправляют ему это предостережение почтой с уведомлением.
Предостережений уже около 60, это те цифры, о которых нам известно. Наверняка многие люди и не сообщают о таком, считая, что так безопаснее.
Это не какая-то рядовая работа крымской полиции, а такое политическое действие крымских властей. Триггером для этого стало заявление Рефата Чубарова (председателя Меджлиса крымских татар, находящегося в Украине — ОВД-Инфо) о том, что в мае они хотят провести акцию под названием «Марш достоинства».
Получается, такие предостережения выдают именно для того, чтобы давить в очередной раз на крымских татар, чтобы они не собирались коллективно ни по какому поводу. Заявление Чубарова здесь просто крючок, за который получилось зацепиться.
В документах, кроме 3 мая, фигурируют 18 мая и 26 июня. 18 мая — это годовщина депортации крымскотатарского народа, а 26 июня — это день крымскотатарского флага. 3 мая — это дата, когда должна была состояться акция, анонсированная Чубаровым. Недели две назад он заявил о переносе акции в связи с карантинными мерами в Украине. Но это никого не остановило. Уже и 3 мая прошло, а люди продолжают получать эти предостережения.
Сотрудники полиции заявляют, что люди числятся в списке. Что это за список, кем он составлялся, по каким критериям — никто не знает. Скорее всего, это какой-то негласный список, в который вносили людей, ранее участвовавших в чем-то публичном. Некоторые сотрудники так и говорят: вы где-то засветились.
Все это законно, но они должны это делать только при наличии конкретных оснований, данных, что человек готовится совершать провокационные действия или силовые действия. Я задала вопрос полицейскому: «Где в этих документах содержатся данные, которые позволяют выносить мне такое предостережение?» Он не ответил.
Мустафа Сейдалиев, координатор «Крымской солидарности»
Первый раз предостережение мне принесли месяца три назад. Принесли по адресу моей прописки в Белогорске. Я там не проживаю. Были сотрудники полиции и прокуратуры. Мать им ответила, что я там не живу, и позвонила мне. Я по телефону с ними поговорил, сказал, если хотите встретиться, давайте встретимся. В итоге они взяли пояснения с матери, что я не живу по прописке, и уехали.
Через пару месяцев они снова приехали. Снова их встретила мать. Я снова переговорил с ними по телефону. Говорю: «Вы же прекрасно знаете, что я там не живу, но все равно продолжаете захаживать к родителям». Сказал, чтобы оставили их в покое и чтобы приезжали ко мне, я не прячусь ни от кого, все знают, где я.
Так никто и не приехал ко мне. На руки я эти предостережения фактически не получил. Но я видел подобные документы, которые выдавали моим друзьям и знакомым. Там все довольно понятно написано: «По информации, которая имеется у нас, вы являетесь участником либо организатором массовых беспорядков с такое-то по такое число». Эти документы никакой юридической силы не имеют, но в них обвиняют человека, которому вручают. Еще эта дата не пришла, но они уже пишут: у нас есть информация.
При этом никак обосновать эти предостережения они не могут. Говорят, что им дали списки со стороны ФСБ. Сказали отработать по всем.
Предостережения выдаются определенным людям. В большей части это активисты «Крымской солидарности», гражданские журналисты, гражданские защитники.
Мы расцениваем, что это прямое давление на активную прослойку населения, которая сейчас находится рядом с людьми, нуждающимися в поддержке. И несмотря на все козни со стороны правоохранительных органов, они все же остаются на плаву и всегда приходят на помощь. Приезжают на суды, помогают семьям. Через эти предостережения правоохранительные органы пытаются нейтрализовать этих людей, чтобы они перестали помогать другим, чтобы они замолчали.