10 декабря прошла встреча Владимира Путина с Советом по правам человека. Ряд членов совета поднимали темы, касающиеся свободы собраний и политических преследований. Вопрос о том, почему полицейские, сфабриковавшие дело против Ивана Голунова, не наказаны, президент проигнорировал. На большинство других Путин ответил, даже показав знакомство с правозащитными темами. Но некоторые его высказывания явно не соответствуют действительности.
О правозащитнике Льве Пономареве
Владимир Путин:
«[Лев Пономарев] вел переговоры с японцами по поводу оказания им содействия по передаче островов Курильской гряды».
На самом деле:
В начале 2012 года действительно появилась запись встречи Льва Пономарева с одним из японских дипломатов. В тексте «Комсомольской правды» утверждалось, что Пономарев обещал лоббировать возвращение Курил Японии. Правозащитник признал, что встреча с японским дипломатом была, но отрицает, что давал подобные обещания, а запись разговора назвал смонтированной: Пономарев обращал внимание, что на записи слышны щелчки, и утверждал, что в 2012 году его позиция по Курилам была идентична официальной позиции Кремля.
О «московском деле»
Владимир Путин:
»…бросил какой-то пластиковый стаканчик в представителя органов власти. Бросил — ничего. Потом пластиковую бутылку — опять ничего. Потом уже бросит и стеклянную бутылку, а потом и камень, а потом стрелять начнут и громить магазины. Мы не должны допустить вот этого. Все имеют право высказывать свою точку зрения и выражать свою позицию всеми возможными, доступными, но законными средствами. Вот в чем все дело. Вот в этом все дело!»
На самом деле:
Этим летом власти Москвы не допустили десятки кандидатов до участия в выборы в городской парламент и отклонили большую часть заявок на акции протеста. Мэрия Москвы, таким образом, не дала гражданам свободно выразить свою позицию.
О наказании за акции в других странах
Владимир Путин:
«Есть правила определенные по проведению тех же публичных акций. Знаете, какие? Почти во всех европейских государствах за нарушение правил проведения уличных манифестаций или проведение этих акций без разрешения предусмотрено уголовное наказание, связанное с лишением свободы, в некоторых странах, вполне демократических, в Великобритании — пять лет, в Швеции — десять, в США — десять».
На самом деле:
Сроки, о которых говорит Владимир Путин, предусмотрены за участие в массовых беспорядках, то есть протестах, которые сопровождаются насилием, — а не в мирных несогласованных акциях.
О деле «Нового величия»
Владимир Путин:
«У них, по данным прокуратуры, не следственных органов, а прокуратуры, а прокуратура у нас, как известно, следствие не ведет, а надзирает за оным сегодня, организация, целью которой является, и это у них в документах, свержение действующей власти неконституционным путем с применением насилия… Для этого они проводили сборы, проводили различные мероприятия, готовились к боевым действиям, как они сами писали в своих документах, готовились, в том числе к проведению терактов в отношении органов…
Может быть, там провокаторы, но это все в документах. Я не знаю, Николай Карлович. Кроме этого, там у них холодное и нарезное оружие, гранаты или пара гранат и так далее. Это же серьезные вещи, понимаете?»
На самом деле:
Путин смешивает факты о двух политических делах — «Сети» и «Нового величия». Например, в обвинении по делу «Нового величия» не фигурирует оружие (а фигуранты по делу «Сети» заявляли, что оружие им подбросили). Также он умалчивает о фабрикациях улик и пытках, которые применяли к обвиняемым по обоим делам.
Об ответственности за несогласованные акции
Владимир Путин:
«Вы предложили статью изъять из Уголовного кодекса за неоднократное участие в несанкционированных акциях. Вот демократическое государство — Франция, право полиции на разгон акции после двух призывов разойтись. Задержанным после двух призывов разойтись — штраф и лишение свободы до 1 года. Понимаете, они нахлебались этих уличных демонстраций, вот начали ужесточать».
На самом деле:
Вероятно, Владимир Путин апеллирует к данным из «Российской газеты» от 4 августа 2019 года. The Insider уже разобрал, что это не так.
О полицейском насилии
Владимир Путин:
«Посмотрите, как расправляются там [на Западе] с демонстрантами, просто на месте заканчивают людей. Хоть кого-то наказали? Нет».
На самом деле:
Гибель демонстранта от рук полицейских на Западе — чрезвычайное происшествие, а не общераспространенная практика.
Истории вроде гибели итальянца Карло Джулиани в 2001 году или француза Рене Фреса получают огромный резонанс и приводят к новым массовым протестам.
В западных странах действуют организации, занимающиеся проблемой полицейского насилия. Они, в частности, инициируют судебные процессы против превышающих свои полномочия силовиков.
Об организации «Хизб ут-Тахрир»
Владимир Путин:
«По известной организации «Хизб ут-Тахрир», которую Вы считаете безобидной. <…> Она в своих уставных основополагающих документах прямо провозглашает необходимость создания всемирного халифата путем захвата власти и продвижения своих идей в различных государствах мира, и Российское государство здесь не исключение. Эта организация во многих странах работает легально. Во всех государствах — членах Шанхайской организации сотрудничества запрещена как террористическая. Она также запрещена во многих исламских государствах, мусульманских: в Саудовской Аравии, в Египте, в Тунисе, в ряде других стран.
В январе 2003 года состоялось решение судебных инстанций Федеративной Республики Германии, которое признало ее террористической. Через два месяца то же самое сделал Верховный Суд Российской Федерации.
Деятельность этой организации сводится, в том числе к тому, что она членам своей секты (так можно это сказать) запрещает обращаться к другим религиям, вмешивается в частную личную и семейную жизнь и так далее, и тому подобное. К сожалению, имели место и тяжелые последствия с продвижением их идей, связанные с тем, что они запрещают, например, переливание крови. И препятствовали переливанию крови детям, которым эта процедура была крайне необходима для спасения жизни.
Последний трагический случай произошел в Российской Федерации в Кабардино-Балкарии в прошлом году. Ребенок умер. Там, где помощь оказывалась адептам этой церкви, этого движения, так скажем, насильственным образом, принудительным образом, там детей удалось спасти».
На самом деле:
Против переливания крови выступает не «Хизб ут-Тахрир», а Свидетели Иеговы. Сторонники «Хизб ут-Тахрир» никак не связаны со случаем в Кабардино-Балкарии.
Деятельность «Хизб ут-Тахрир» действительно запрещена не только в России, но не как террористическая. В Германии, например, запрет связан с антисемитизмом, а не с терроризмом, как утверждает Путин.
Обвинения в терроризме дают право сажать российских сторонников организации на сроки более десяти лет, хотя деятельность «Хизб ут-Тахрир» не сопряжена с насилием. Распространить же свои идеи по всему миру хочет большинство религиозных и политических движений.