За последний месяц в Москве задержали больше участников протестных акций, чем за весь предыдущий год. Как правило, в отделах полиции на задержанных составляют протоколы о нарушении правил проведения публичных мероприятий — по статье 20.2 КоАП. Мы изучили сводные данные о решениях по этой статье, собранные Судебным департаментом Верховного суда, и рассказываем, к каким результатам стоит готовиться, если у вас впереди суд.
Полные данные Судебного департамента о решениях по 20.2 КоАП за 15 лет с 2004 по 2018 год опубликованы у нас на сайте.
Я участвовал в акции, но ничего не нарушал. Меня оправдают?
Статистика говорит: на оправдательное решение рассчитывать не стоит. В 2018 году по всей России прекратили 301 дело о нарушениях на публичных мероприятиях — это 7% от всех рассмотренных судами дел. В Москве оправдывать протестующих вообще не принято: с 2014 года доля прекращенных дел здесь не превышала 1%. В 2018 году в столице прекратили всего три дела из 1079. Так что дела прекращают — но очень, очень редко.
А если я не участвовал в акции, а просто шел мимо?
Убедить в этом суд будет сложно. Не то чтобы это было совсем невозможно — например, электромонтеру, задержанному в Москве 5 мая 2018 года во время акции «Он нам не царь», удалось доказать в суде, что он шел на подготовительные работы к акции «Бессмертный полк». После акции 12 июня 2019 года в поддержку журналиста Ивана Голунова суд признал невиновными нескольких человек, которые утверждали, что были задержаны случайно.
В марте 2019 года суд признал невиновным журналиста Радио Свобода: ему удалось доказать, что он находился на митинге против изоляции интернета по заданию редакции. В 2019 году московские суды прекратили еще по меньшей мере три дела в отношении журналистов (вот они: раз, два, три).
Но, как правило, суды больше доверяют показаниям полицейских, а не задержанных. Вот так выглядит классическая формулировка:
«Пояснениям *** о его невиновности суд не доверяет, находит их избранным способом защиты, поскольку они объективно ничем не подтверждены, и, напротив, опровергаются собранными по делу доказательствами — письменными материалами дела, в том числе, письменными объяснениями и рапортами сотрудников полиции, оснований не доверять которым суд не установил».
Если вы говорите в суде, что находились на акции случайно, это не дает гарантии, что вас оправдают. Но после этого вы не сможете обжаловать нарушение права на свободу собраний в ЕСПЧ.
Скорее всего, суд признает меня виновным?
Не обязательно. Даже в Москве, где суды чаще, чем по России в целом, выносят обвинительные решения по статье 20.2 КоАП, доля обвинений в последние годы колеблется в районе 80% от всех рассмотренных дел.
Едва ли оправдают, но и виновным могут не признать? Как так?
Заметное количество дел суды возвращают в полицию «для устранения недостатков в протоколах». В прошлом году московские суды вернули 18% рассмотренных дел о нарушении на митингах.
Далеко не все дела повторно возвращаются из полиции в суд. В 2018 году московские суды вернули 196 дел, а повторно поступило в суды 84. В 2017 году вернули 293 дела, повторно поступило 37.
На какое наказание рассчитывать?
Скорее всего — на штраф. В 2018 году в Москве штрафами сопровождались 95% обвинительных решений, по 4% были наложены аресты, менее 1% пришлось на обязательные работы. Средний штраф составил по России 17246 рублей, в Москве — 19622.
Однако из данных судебного департамента можно увидеть только «среднюю температуру» по статье. Наказание напрямую зависит от того, по какой части статьи 20.2 составлен протокол. Например, наказание по восьмой части — о повторном нарушении — сопоставимо с уголовным: штрафы от 150 до 300 тысяч рублей, от сорока до двухсот часов обязательных работ, до тридцати суток ареста. А самая популярная пятая часть (нарушение участником акции порядка ее проведения) вообще не предполагает ареста — по ней возможен либо штраф до 20 тысяч, либо обязательные работы сроком до сорока часов.
Стоит ли подавать апелляцию?
Доступной статистики по апелляциям сейчас нет. Можно ориентироваться на приблизительную оценку за 2014 год: согласно ей, Мосгорсуд оставил без изменения 77% жалоб на решения по «митинговым» делам, а в 10% вносил изменения — как правило, незначительные. В остальных случаях дела либо возвращались на новое рассмотрение, либо полностью прекращались.
В любом случае, апелляция — обязательный шаг, если вы настроены довести дело до Европейского суда.
Как подготовиться к суду?
Напишите нам, если вам нужен защитник! Чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов, что мы успеем его найти. Куда отправлять заявку на помощь в суде, можно посмотреть здесь.
Прочитайте нашу инструкцию по защите в суде.