Акция сторонников Алексея Навального «Он нам не царь» прошла 5 мая 2018 года. По всей России тогда задержали около 1600 человек, в Челябинске — 185, а в том же месяце возбудили уголовное дело против неустановленных участников митинга. Через год, в июле 2019-го, в нем появилась обвиняемые — Оксана Еремина и Юрий Вашурин. ОВД-Инфо рассказывает, что известно о деле.
Уголовное дело возбудили через шесть дней после акции — 11 мая. Неустановленных на тот момент участников митинга подозревали в совершении хулиганства в группе лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 213 УК). Из-за каких конкретных действий, тогда известно не было.
Обыски по уголовному делу начались в конце мая 2018 года. По словам и.о. координатора штаба Навального в Челябинске Алексея Мезяева, их провели у десяти активистов. У них изымали компьютеры и телефоны. В постановлении об обысках говорилось, что «неустановленные лица в количестве более 10 человек <…> грубо нарушили общественный порядок, выразив явное неуважение к обществу, действуя по мотивам политической ненависти и вражды».
После обысков в деле появился подозреваемый — Борис Золотаревский. На тот момент он был координатором штаба Навального в Челябинске. Золотаревского превентивно задержали перед акцией «Он нам не царь», и он не смог принять в ней участие. Несмотря на это, он стал фигурантом дела. На данный момент обвинения Золотаревскому не предъявлено.
30 мая 2019 года в уголовном деле появилась первая обвиняемая — Оксана Еремина. Ее задержали во время акции «Он нам не царь» в Челябинске. Это произошло после полемики Ереминой с полицейскими, которые задерживали пожилую женщину. 3 июля 2018 года Еремину признали виновной в нарушении правил участия в акции (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и назначили 20 часов обязательных работ.
30 июля 2018 года в квартиру, где Еремина проживает с мужем Иваном (на тот момент они еще не расписались), пришли полицейские с обыском. «Они в семь часов утра вломились. Я попросила их о пустяке — выйти из комнаты, чтобы я одела Ваню и посадила в коляску. Потому что он не может этого сделать сам. Они не захотели выходить», — рассказывает Еремина. Во время обыска полицейские изъяли компьютер Ивана, розовое пальто Ереминой и сумочку — эти вещи были на ней во время акции «Он нам не царь». Через месяц эти предметы полицейские вернули.
Когда Еремину забирали в отдел, она сказала полицейским, что не может оставить сожителя, поскольку у него инвалидность первой группы. На это полицейские ответили: «Ну вы же на митинг как-то ходили». Еремина заметила, что в тот день Иван был в Волгограде на турнире по шахматам. Полицейские посоветовали ее сожителю съездить куда-нибудь еще.
В отделе, куда ее доставили после обыска, Еремина дала показания, не воспользовавшись 51 статьей Конституции (позволяет не свидетельствовать против себя и близких). Сейчас у Ереминой адвокат по назначению, работой которой обвиняемая недовольна. Вместо этой защитницы в дело пытается войти адвокат Андрей Лепехин, занимающийся политическими уголовными делами.
Еремину обвиняют в том, что она прорвала полицейское оцепление вместе с другими участниками акции. Именно это действие следствие считает хулиганством, совершенным группой лиц. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемой сказано, что Еремина совершала свои действия по мотивам политической ненависти и вражды, а также якобы оказывала сопротивление представителю власти.
Между Ереминой и одним из полицейских, стоявшим в оцеплении, прошла очная ставка. Он утверждал, что Еремина была впереди всех митингующих и призывала прорвать кордон. Но в ходе расспросов адвоката выяснилось, что полицейский стоял далеко от Ереминой и не до конца уверен в том, что это была именно она.
Женщина считает, что стала обвиняемой из-за фотографий с акции. По словам Ереминой, ее достаточно легко найти на снимках, потому что она пришла в розовом пальто. Также одной из причин, по мнению Ереминой, могла стать перепалка с полицейскими после задержания пожилой женщины. То, что обвинение ей предъявили только сейчас, Еремина связывает с саммитом Шанхайской организации сотрудничества, который должен пройти в Челябинске в 2020 году. По ее мнению, власти пытаются запугать активистов и не допустить акций протеста во время саммита.
В июле 2019 обвинение также предъявили Юрию Вашурину, молодому человеку 1994 года рождения. Год назад у него, как и у Ереминой, проходил обыск. В обвинительном заключении (есть в распоряжении ОВД-Инфо) говорится, что Вашурин участвовал в прорыве оцепления. В 2018 году Вашурина несколько раз допрашивали как свидетеля и подозреваемого, а обвинение предъявили 10 июля.
«Там полуправда. Действительно, я был на митинге, я оказался в том ряду, который пробивался через оцепление. Но там написано, что у меня был умысел — хотя я понял, что прорываюсь через оцепление, когда это уже начало происходить», — говорит он.
По мнению Вашурина, он оказался обвиняемым потому, что уже был «засвечен» перед Центром «Э». Молодой человек рассказал, что в 2016 году участвовал в некоем «политическом кружке», у одного из членов которого нашли марихуану и гранату. Его посадили на 11 лет, а другие участники кружка сначала были подозреваемыми, но затем стали свидетелями. Кружок распался.
В уголовном деле было еще двое подозреваемых — И. Тыщенко и Михаил Тахиров. В обвинительном заключении в отношении Вашурина они отсутствуют. В этом документе — самом «свежем» по данному уголовному делу — упомянуты только Еремина, Вашурин и неустановленные участники демонстрации. И Еремина, и Вашурин находятся под подпиской о невыезде.