Узловая станция Шиес в Архангельской области находится на границе с Республикой Коми. В этом месте строят мусорный полигон, чтобы свозить отходы из Москвы. Местные жители мириться с этим не захотели: они стали выходить на акции протеста и организовали эковахту. Сейчас строительство приостановили. Проект будет проходить общественные слушания и экспертизы. ОВД-Инфо рассказывает, как преследовали противников мусорного полигона.
В конце лета прошлого года рядом со станцией Шиес началась вырубка леса — под строительство мусорного полигона твердых бытовых отходов (ТБО) выделили 300 гектаров земли. Туда планируют свозить до 500 тысяч тонн твердых бытовых отходов из Москвы в течение следующих 20 лет. На строительство федеральный центр готов выделить 10,5 миллиардов рублей. Когда жители узнали о работах на Шиесе, они начали выходить на акции протеста.
Но официально проект представили только в октябре 2018 года. На полигоне будут складировать уже переработанный мусор, завернутый в специальную пленку, которая не разлагается в земле более 30 лет. По истечении этого срока полигон собираются рекультивировать. Жители Архангельской области и республики Коми опасаются, что отходы отравят подземные воды и ручьи, впадающие в Северную Двину и Белое море. Недовольны они и самим фактом колониальных отношений, при котором столица вывозит мусор в отдаленный от себя регион.
Действие и противодействие
В конце октября 2018 года жители поселка Мадмас в республике Коми перекрывали дорогу технике, которая везла песок для строительства полигона ТБО. К зиме были организованы постоянные дежурства — чтобы не пропускать технику. В феврале рядом со стройкой активисты установили жилой вагончик. Они постоянно живут там, препятствуя строительству.
В ночь с 14 на 15 мая строитель Алексей Козлов экскаватором повредил вагончик активистов и сломал шесть ребер Владимиру Когуту, одному из противников стройки. Полиция не стала возбуждать уголовное дело по факту инцидента.
Позже дело завели на самих экоактивистов. Следствие считает, что они избили Козлова — строитель на следующий день обратился в больницу с ушибами и ссадинами. Активистов обвинили в причинении вреда здоровью средней тяжести в группе лиц (пункт «г» ч. 2 ст. 112 УК). В лагере прошли обыски. Одному из фигурантов дела запретили приближаться к станции ближе чем на километр, другого поместили под домашний арест.
7 апреля в Архангельске прошло шествие против ввоза мусора из Москвы, которое закончилось митингом. По разным оценкам, в акции приняли участие от трех до десяти тысяч человек. Полиция никак не мешала ее проведению. На следующий день начались задержания, на участников шествия и митинга составили протоколы о нарушении правил участия в акции (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и создании помех пешеходам и машинам (ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП). Всего за участие в акциях 7 апреля в Архангельске оштрафовали 37 человек на общую сумму более миллиона рублей.
С этого момента полицейские начали целенаправленно преследовать активистов, которые выступают против строительства полигона. В конце апреля против активиста движения «Поморье — не помойка» Андрея Боровикова возбудили уголовное дело. Его обвиняют в неоднократных нарушениях правил проведения акций (ст. 212.1 УК). Боровикова не стали арестовывать, но запретили посещать массовые мероприятия и общаться с участниками митинга 7 апреля. Ему грозит до пяти лет лишения свободы или штраф до миллиона рублей.
ЧОП, Росгвардия и ОМОН
В конце апреля у лагеря протестующих в Шиесе расположились полицейские и росгвардейцы. Последние были экипированы щитами и дубинками. Также сообщалось, что в 150 километрах от станции Шиес появились бойцы ОМОНа. Экоактивисты ожидали штурма, но его не последовало.
10 мая сотрудники ЧОП «Гарант безопасности» избили активистов, которые пытались помешать выгрузке горючего из вертолетов. По информации «Радио Свобода», Марине Дзюбе охранники вывихнули руку, Анатолия Лучникова госпитализировали с трещиной в лобной кости.
27 мая сотрудники ЧОП избили пятерых активистов — двое из них попали в больницу. В следующие несколько дней силовики задерживали противников строительства и вменяли им различные правонарушения.
Летом полиция продолжила преследовать участников протеста. За первые 15 дней лета задержали около 15 человек, лагерь обыскивал ОМОН с овчаркой. Также полицейские стали следить за поездами — например, одного экоактивиста задержали сотрудники Центра «Э» по пути в Архангельск. Суды, в свою очередь, продолжили штрафовать активистов и отправлять их под административные аресты. Подключились и РЖД — в начале лета они отменили остановку поездов на станции Шиес.
В начале июня строительство приостановили, а технику вывели с площадки. Стройку возобновят только после общественных слушаний и экспертиз, которые ранее не проводились. Также выяснилось, что у инвестора пока нет официального разрешения на строительство. В то же время в регионе продолжаются акции протеста. В Северодвинске на митинг против свалки в Шиесе вышли около пяти тысяч человек, в Сыктывкаре — около трех с половиной тысяч.