Утром 27 марта правоохранительные органы Ингушетии попытались разогнать митинг против передачи земель Чечне, но встретили сопротивление со стороны участников акции. После переговоров с властями, которые пообещали разрешить еще один митинг, демонстранты разошлись. Но вскоре начались задержания в рамках уголовных дел. ОВД-Инфо рассказывает, что известно об этих делах.
Еще 23 марта Следственный комитет возбудил уголовное дело о призывах к массовым беспорядкам. Согласно версии обвинения, 23 марта «неустановленные лица» разместили в инстаграме комментарии, «содержащие призывы к массовым беспорядкам на территории республики». Дело завели по части 3 статьи 212 УК (призывы к массовым беспорядкам).
После митинга возбудили еще одно уголовное дело. По мнению следствия, 27 марта «группа неустановленных лиц» применила к 10 сотрудникам Росгвардии насилие, опасное для жизни и здоровья. Эти действия квалифицировали по части 2 статьи 318 УК.
3 апреля в домах активистов прошли первые обыски и задержания. В рамках уголовного дела о применении насилия к полицейским задержали девятерых жителей Ингушетии. Их доставили в ИВС города Нальчика в Кабардино-Балкарии. Семерых из них арестовали как подозреваемых: Багаудина Хаутиева, Гелания Хамхоева, Магомеда Хамхоева, Ибрагима Мужахоева, Адама Ажигова, Ваху Барахоева и Амира Осканова. Еще двум задержанным — Або Добриеву и Хаважу Дзаурову — срок задержания продлили до 72 часов. После этого Дзаурова отпустили, а Добриева повторно задержали уже по другим обвинениям. По информации телеграм-канала «ФортангаORG», Добриева задержали по делу о преступном сообществе (ст. 210 УК).
Одному из лидеров протестов Багаудину Хаутиеву предъявили обвинение. По версии следствия, Хаутиев во время митинга 27 марта бросил кирпич в сотрудников Росгвардии, пытавшихся разогнать акцию. Эти действия были квалифицированы как насилие к представителям власти, опасное для жизни и здоровья (ч. 2 ст. 318 УК).
После освобождения из-под административного ареста лидеров протестов задержали уже по уголовным делам. Председателя ингушского комитета национального единства Мусу Мальсагова, лидера движения «Опора Ингушетии» Бараха Чемурзиева и старейшину Ингушетии Ахмеда Барахоева отправили в СИЗО на два месяца. До этого они отбыли 10 суток административного ареста. Мальсагова подозревают в призывах к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212 УК) и применении насилия к полицейским (ст. 318 УК), Барахоева — в насилии над полицейским, Чемурзиева — в организации применения насилия к полицейскому, опасного для жизни и здоровья (ч. 2 ст. 318 УК с применением ст. 33 УК).
Задержания продолжаются. На момент написания текста по разным обвинениям задержаны 20 человек. В течение апреля в рамках уголовного дела о беспорядках 27 марта задержали Мусу Плиева, Ибрагима Дугиева, Хизира Саутиева, Рашида Аушева, Ахмеда Нальгиева, Тимура Озиева, заявителя нового митинга 26 апреля Хасана Кациева, известного спортсмена и основателя паблика «MMA in Ingushetia» Зубейра Хамхоева, а также председателя совета тейпов Ингушетии Малсага Ужахова. Всем им вменяют применение насилия в отношении полицейских.