Больше года продолжаются «мусорные протесты» в Подмосковье. У активистов проходят обыски, на них выписывают штрафы и заводят уголовные дела. Рассказываем о самых громких «мусорных преследованиях» и о том, как, несмотря на давление, активисты продолжают борьбу за чистый воздух.
Гранаты в поленнице у воскресенского активиста
Первое задержание произошло в декабре 2017 года. Активист Алексей Холкин и его соратники планировали провести в центре Москвы одиночные пикеты против строительства в Воскресенском районе мусоросжигательного завода и полигона бытовых отходов. Холкин и другие члены инициативной группы были задержаны. В тот же день активистов отпустили из ОВД «Китай-Город» без составления протокола.
30 августа 2018 года инициативная группа отправилась к руководителю администрации Воскресенского района Виталию Чехову с требованием отменить решение о строительстве в Воскресенске мусоросжигательного завода. Ему передали письменное обращение. А дальше — задержания и составление протоколов на некоторых активистов. Самого Холкина арестовали на шесть суток, обвинив в организации несогласованной акции.
Инициативная группа продолжает бороться против мусоросжигательного завода, но митинги в центре города администрация не согласовывает. Были отклонены уже девять уведомлений. Алексей Холкин говорит, что официальная причина отказов — проведение на заявленной площадке ремонтных работ или каких-либо мероприятий.
«Нам все труднее в рамках существующего закона выражать свою гражданскую позицию. Даже трудно представить, чем это все закончится. Сейчас на моего соратника могут повесить дело. Был обыск, и недалеко от его дома обнаружили две гранаты. Все это очень тревожно, но сдаваться мы не планируем. Несмотря на то, что методы становятся все жестче», — говорит активист.
Речь идет о Максиме Черных. Он является одним из основателей движения против строительства мусоросжигательного завода в Воскресенском районе «Я — народ!». По мнению Максима, именно его активистская деятельность стала причиной интереса со стороны правоохранительных органов.
В ходе обыска у Черных правоохранители якобы обнаружили две гранаты в поленнице около дома. Политик Дмитрий Гудков отмечал: «Маленькая деталь: для того, чтобы пробраться к поленнице, сотрудники ФСБ просили у хозяина дома лопату, он отлучился за ней — и тут-то все и нашлось».
Активист Алексей Холкин сообщил ОВД-Инфо, что внятного решения по поводу дальнейшей судьбы Максима Черных до сих пор не вынесли: «Результаты экспертизы не готовы, дело не возбуждено, обвинение не предъявлено. Всё в подвешенном состоянии».
Протесты против мусорного полигона «Ядрово»
В марте 2018 года начались протесты жителей Волоколамска против мусорного полигона «Ядрово». Люди жаловались на невыносимый запах от свалки, а 21 марта из-за выброса свалочного газа 50 детей обратились в больницу с жалобами на плохое самочувствие. С подозрением на отравление были госпитализированы несколько учеников волоколамской школы.
Жители Волоколамска заявляли, что местные власти не выполняют свои обещания устранить запах от свалки. 8 марта люди попытались сами заблокировать проезд мусоровозов к полигону. Около десяти активистов задержали, на некоторых составили протоколы о неповиновении полиции и о нарушении порядка проведения массового мероприятия. А десятого марта уже несколько тысяч человек собрались у ворот «Ядрово», протестуя против вони, которую распространяет свалка. Полиция снова задержала нескольких активистов.
Как ФСБ искала у активиста Любимова американский паспорт
Один из лидеров движения против «Ядрово» Артем Любимов был задержан 31 марта 2018 года. Он направлялся на митинг в Волоколамске, когда его машину остановила полиция. На Любимова составили протокол о неповиновении полицейским и задержали на 48 часов. Юрист Денис Кунаев, который представляет интересы активиста, подчеркнул: Любимов был заявлен в качестве основного спикера на митинге 1 апреля.
Акция 1 апреля все же состоялась. После ее окончания задержали еще десять человек. Причину задержания сотрудники уголовного розыска не объяснили. Вскоре активистов отпустили без составления протокола, но взяли с них объяснительные. Сотрудники полиции интересовались, зачем задержанные пришли на митинг, где они живут, работают или учатся.
В тот же день Артем Любимов объявил голодовку в отделе полиции, где он ожидал суда. Суд арестовал Любимова на 15 суток. Юрист Денис Кунаев сообщал, что перед этим за Любимовым следили в течение нескольких дней.
Двенадцатого апреля в квартире активиста, у его защитницы Юлии Куликовой, а также в редакции газеты «Волоколамская неделя», которая освещала «мусорные» протесты, прошли обыски. По словам Дениса Кунаева, они не были санкционированы судом. Сам Любимов при обыске не присутствовал, так как находился в спецприемнике. Жена и дочь рассказывали ему, что «сотрудники полиции сами не очень понимали, что они могли искать». Любимов считает, что это была «акция устрашения».
По его словам, в этот же день обыски происходили как минимум еще у 15 людей, с которыми Любимов был связан по работе. Мария Мурашова, главный редактор «Волоколамской недели» рассказывала, что обыск проходил по уголовному делу на ряд обществ с ограниченной ответственностью. «Около десяти наименований, мне неизвестных. И они ищут, как пояснили мне, аффилированность нашей газеты с этими юридическими лицами», — уточняла Мурашова.
Пятнадцатого апреля Московский областной суд отменил постановление об аресте Любимова в связи с недоказанностью его вины. Любимов вышел на свободу, уже отбыв наказание. А в августе на активиста возбудили новое дело, на этот раз уголовное. Его обвинили в неисполнении обязанности по подаче уведомления о наличии второго гражданства (ст. 330.2 УК).
По версии следствия, Артем Любимов, являясь гражданином США, не сообщал об этом в миграционные органы с 2014 года. Сам Любимов отрицал наличие у него второго гражданства. Он предоставил редакции издания The Village копию своей американской визы с 2012 по 2015 годы. «Американцам не выдают визу в США», — говорил Любимов. Позже у него прошел обыск.
«Сотрудники ФСБ явно не горели желанием его проводить. Осмотрели они более или менее нормально только одну комнату, а оставшиеся, можно сказать, и не смотрели», — рассказал Любимов ОВД-Инфо.
По словам активиста, когда сотрудники ФСБ сообщили, что ищут у него в квартире американский паспорт и вид на жительство, он им сначала не поверил.
«Я сказал: „Вы не прикалываетесь? Я же вас уже впустил, скажите, что вам нужно. Если у меня что-то есть, я вам отдам, и мы быстрее разойдемся“. Они сказали, что не шутят. Тогда я расслабился и в шутливой форме предложил им премию, если они найдут у меня американский паспорт. Естественно, они его не нашли», — говорит Артем Любимов.
Второго октября 2018 года Следственный комитет отменил постановление о возбуждении уголовного дела против активиста.
Суды встают на сторону полигонов
Иски к ООО «Ядрово» один за другим отклоняют, суды не находят оснований для прекращения деятельности полигона. Тем не менее, в прошлом году оператора «Ядрово» оштрафовали на 150 тысяч рублей за несоблюдение экологических требований.
В феврале Арбитражный суд Московской области снова начал рассматривать иск администрации Волоколамска к «Ядрово» о прекращении работы полигона. Ранее производство приостанавливали на время проведения экологической экспертизы.
Артем Любимов считает, что шансы на победу у администрации Волоколамска малы. «Во-первых, администрация городского поселения является ненадлежащим истцом. Во-вторых, суды последовательно встают на сторону полигонов при поддержке областной администрации. Я думаю, к сожалению, позитивного решения этого вопроса не будет», — сказал Любимов ОВД-Инфо.
По словам активиста, протест волоколамцев против «Ядрово» сейчас разделился на две группы. Одна продолжает проводить митинги — хотя и не столь многочисленные, как в прошлом году, — а другая пытается договориться с чиновниками. «Целью митингов было заставить власть пойти на диалог с гражданским обществом. Считаю, что мы ее хотя бы частично, но добились», — говорит Любимов.
Обыски у волоколамских бизнесменов
Первого апреля, во время автопробега против полигона «Ядрово», без объяснения причин задержали местного бизнесмена, активиста Андрея Жданова. Его доставили в отдел полиции, а после этого Жданов перестал выходить на связь. Адвоката Марину Батову к нему не пускали. По словам Жданова, допрос вели без адвоката до позднего вечера.
Суд арестовал активиста на 14 суток, признав виновным по части 3 статьи 20.2 КоАП (организация несогласованного мероприятия, повлекшего помехи пешеходам и транспорту). Позже срок уменьшили до 12 суток.
Пока Жданов находился в спецприемнике, в принадлежащем ему магазине «Рим» прошел обыск. Из магазина изъяли товар и документы бухгалтерской отчетности. Люди в штатском также изъяли компьютеры, документы и товары у арендаторов Жданова. В торговых точках активиста появлялся ОМОН.
Елена Жданова, жена арестованного активиста, рассказывала, что второго апреля в их семейный магазин пришла «проверка». «Проверяющие» показали документы только после того, как сделали контрольную закупку.
«Мы занимаемся уже больше 20 лет предпринимательской деятельностью, в такой форме проверка у нас в первый раз. Совпадение это — не совпадение», — говорила Елена.
Обыск, по словам Андрея Жданова, ни к чему не привел: «Что они роют сейчас, я знать не могу. Но местная полиция относится ко мне нормально». Активист намерен продолжать борьбу против «Ядрово».
Обыск прошел в офисе у еще одного волоколамского активиста и бизнесмена, Рамазана Байрамова. Правоохранители осмотрели также автомойку, принадлежащую Байрамову. У него изъяли все документы и компьютеры. Одного из сотрудников автомойки, гражданина Узбекистана, задержали. На сайте «Ламаград» появлялась информация о том, что началась процедура его выдворения из России.
Давление на мэра Волоколамска. Он согласовывал митинги против полигона
Тринадцатого апреля 2018 года бывший мэр Волоколамска Петр Лазарев сообщил, что на него завели уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере. Лазарев неоднократно согласовывал митинги против «Ядрово» и выступал на стороне протестующих. Сын мэра Павел сообщал, что на его отца оказывали давление: «Были угрозы со стороны области. Мало того, что со стороны чиновников, так еще и какие-то криминальные люди подходили к отцу, высказывали недовольство: „Если еще раз согласуешь митинг, последуют репрессии“».
В октябре 2018 года Петр Лазарев подал в отставку. Официальная причина — «по состоянию здоровья». На вопрос о том, сам он покинул пост или его вынудили, Лазарев отказался ответить. 26 октября Лазарева допросили в качестве свидетеля — по данным «Медузы», по делу о превышении полномочий. «На меня никаких уголовных дел не заводилось, то, что в качестве свидетеля меня допрашивали, это да. По какому делу — долго рассказывать, нет ни желания, ни времени», — говорил сам Лазарев.
Дело против экс-главы Серпуховского района. Он был против вывоза московского мусора на полигон «Лесная»
В апреле 2018 года глава Серпуховского района Александр Шестун записал видеообращение к Владимиру Путину, в котором рассказал об угрозах со стороны губернатора Московской области Андрея Воробьева.
«Губернатор Московской области Воробьев пытается устранить меня за, то что я против ликвидации Серпуховского района, за то, что я против размещения гигантского потока московского мусора на полигоне „Лесная“», — заявил чиновник.
По словам Шестуна, от него также требовали не согласовывать митинг за закрытие мусорного полигона «Лесная» 14 апреля и не участвовать в сентябрьских выборах главы Серпуховского района. В противном случае на Шестуна пообещали завести «заказные дела» и изъять участок, на котором построен его дом.
В июне 2018 года Александр Шестуна задержали по уголовному делу о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК) и поместили в СИЗО. Чиновника обвинили в том, что он незаконно передал в собственность юридическому лицу участок по льготной стоимости. Позже ему предъявили еще несколько обвинений: по статье о мошенничестве (ст. 159 УК), незаконном предпринимательстве (ст. 289 УК) и легализации денег или имущества, приобретенных в результате преступления (ст. 174.1 УК). Статью о превышении должностных полномочий исключили из обвинения.
31 июля Шестун объявил голодовку в СИЗО из-за того, что к нему не пускали адвоката и не давали выдвинуться кандидатом на выборах главы Серпуховского района. Через месяц его госпитализировали.
В октябре экс-глава Серпуховского района сообщил, что на него напал сокамерник — профессиональный боец без правил. По словам Шестуна, сосед кричал, что убьет его, и размахивал заостренной ложкой. В феврале 2019 года Шестун рассказал, что его избили сотрудники ФСИН и полиции по пути в суд. По словам бывшего чиновника, его бросали на асфальт и били дубинками по всему телу.
Шестун находится под арестом восемь месяцев. 8 февраля он объявил новую голодовку.
Дело Вячеслава Егорова. Активиста судят по «дадинской» статье
Весной 2017 года жители Коломны стали жаловаться на неприятный запах, исходящий от мусорного полигона «Воловичи». Утром 25 марта, после того, как «ночью вокруг полигона воняло», местные жители попытались перекрыть дорогу к свалке. Люди не пропустили к полигону более 20 фур. Активист Вячеслав Егоров подчеркивал, что жители собирались около «Воловичей» стихийно, заранее ничего спланировано не было.
С тех пор около свалки ежедневно дежурили до 50 человек. Активистов регулярно задерживали.
В апреле один из постов Вячеслава Егорова в фейсбуке направили на экспертизу. Сотрудники правоохранительных органов посчитали, что пост может возбудить у читателей ненависть к чиновникам. Позже Егорова несколько раз задерживали на акциях против мусорного полигона.
Зимой 2018 года у других коломенских активистов, участников группы «Нет свалке Коломна» прошли обыски. По словам активиста Ивана Журавлева, у них изымали телефоны, компьютеры и требовали сообщить пин-коды. Забрали также газеты Геннадия Гудкова «Мусорный Кремль» и обыскали дома тех, кто их распространял. Политики Гудковы вместе с жителями выступают против строительства еще одного мусорного полигона под Коломной, у села Мячково.
Обыски проходили по уголовному делу по статье 212.1 УК (неоднократное нарушение правил проведения митингов), возбужденному против Вячеслава Егорова. Эту статью правозащитники называют «дадинской»: в России по ней был осужден только один человек — оппозиционный гражданский активист Ильдар Дадин.
Поводом для возбуждения дела стали события 13 декабря. В тот день в Коломне проходил суд над политиками Дмитрием и Геннадием Гудковыми. Их обвиняли в организации несогласованной акции: политики позвали жителей Коломны, протестующих против мусорного полигона в Мячково, сняться в видеоролике.
Все коломенцы, приехавшие на суд к Гудковым, не влезли в маленький зал заседаний, многие остались ждать снаружи. Полиция расценила это как несогласованный митинг. Егорова задержали, посчитав организатором: перед судом активист писал в статье на Яндекс. Дзене, что каждый может прийти на заседание и поддержать Гудковых.
«Егоров пишет, что все могут прийти на открытое заседание. Но дело в том, что зал суда был такой маленький, что все туда не поместились. Они ожидали окончания процесса у здания суда. Там, разумеется, не было ни лозунгов, ни сцены, ни звукоусилительной аппаратуры. Но это посчитали митингом. Это просто нонсенс», — говорила адвокат активиста Мария Эйсмонт, представляющая интересы активиста.
Егоров говорил, что ему не раз грозили уголовной ответственностью. К делу против него были приобщены скриншоты сообщений в СМИ о том, что начальник полиции намекал активисту об угрозе уголовного срока в случае, если тот не прекратит активистскую деятельность.
Второго февраля Коломенский городской суд отправил Егорова под домашний арест. Заседание проходило в закрытом режиме. Оснований для этого, по словам адвоката Марии Эйсмонт, не было: в деле нет ничего, что могло бы составлять следственную тайну.
Правозащитный центр «Мемориал» признал Вячеслава Егорова политическим заключенным.