В середине февраля в Сургуте прошли массовые обыски у последователей «Свидетелей Иеговы». 20 февраля стало известно о том, что некоторых из задержанных пытали. Адвокат Дмитрий Колобов, представляющий интересы потерпевших, рассказал ОВД-Инфо о том, как и при каких обстоятельствах происходили пытки в здании Следственного комитета в Сургуте.
Утром 15 февраля в Ханты-Мансийском автономном округе силовики пришли с обысками в дома последователей «Свидетелей Иеговы». Масштабная операция проводилась совместно с ФСБ, МВД и Росгвардией в Сургуте, Лянторе и других населенных пунктах региона. После обысков 15 человек привезли в здание Следственного комитета в Сургуте, расположенное на улице Островского в доме 47.
Следственный комитет рапортовал: «Свидетели Иеговы» распространяли в городе свою идеологию, запрещенную литературу и «осуществляли вербовку новых членов экстремистской организации». Уголовные дела возбудили по частям 1 и 2 статьи 282.2 (организация и участие в деятельности экстремистской организации), а также по части 1.1 этой статьи (вовлечение в деятельность экстремистской организации).
По версии силовиков, последователи этого религиозного учения плохо относятся к людям, исповедующим другую религию, призывают разрывать с ними родственные и семейные отношения. Но кроме того, «Свидетелям Иеговы» вменяют в вину непризнание органов государственной власти.
19 февраля стало известно, что троих последователей религиозного учения арестовали по обвинению в участии в деятельности экстремистской организации. На следующий день «Свидетели Иеговы» заявили, что уголовное дело возбуждено против 19 людей, исповедующих эту религию. Сразу после задержания пыткам подверглись не менее семи последователей религиозного учения. Пытали их в здании Следственного комитета в Сургуте. На улице Островского в доме 47.
По словам адвоката Дмитрия Колобова, представлявшего интересы пострадавших, всего задержали около сорока человек, среди которых были несовершеннолетние. Всех их согнали в небольшое помещение в Следственном комитете — длинною в тридцать метров и шириной в один. В то время, пока проводились следственные действия и допросы, никому из задержанных в помещении не разрешали садиться.
Если человек отказывался давать показания, ссылаясь на 51-ю статью Конституции, то следователь «предлагал ему побеседовать с оперуполномоченными». Тогда в кабинет входили силовики, брали человека под руки и заводили его в подсобное помещение, рядом с кабинетом следователя. Имя следователя известно ОВД-Инфо и указано потерпевшими в заявлении о применении к ним пыток. Информацией о том, кто именно приказывал проводить пытки, ОВД-Инфо не располагает.
В подсобном помещении человеку связывали руки скотчем, валили его на землю. Избивали, оскорбляли, унижали. Оперуполномоченные поливали водой одежду у заднего прохода подозреваемых, а затем вставляли туда электрошокер и наносили удары током. Чтобы человек не дергался, ему вставали на ноги. Если подозреваемый отвечал на вопросы — его на какое-то время переставали бить током. Если молчал — снова пускали разряд электричества. Кроме заднего прохода, силовики били током по ягодицам, ногам и пальцам. Эти части тела тоже предварительно смачивали водой.
Некоторых, по словам Колобова, пытали в несколько заходов. Подозреваемого приводили к следователю, если он отказывался давать показания — его снова отправляли в подсобное помещение, где оперуполномоченные продолжали пытки. Таким образом, пытки могли длиться по часу. Всего, по словам Колобова, пыткам подверглись восемь человек. Один шестидесятилетний мужчина потерял сознание от страха, когда услышал, как кричат люди, которых пытают.
Адвокат считает, что своими действиями оперуполномоченные хотели сломить сопротивление людей, допрашиваемых в качестве подозреваемых.
После того как подозреваемых отпустили, они пошли снимать травмы к врачам. Но медики не смогли зафиксировать ожоги от ударов электрошокером. Колобов говорит, что это произошло по двум причинам. Во-первых, почти все удары током наносились, как правило, через одежду. Во-вторых, у медиков крайне низкий профессиональный уровень, и они не смогли определить точечное воздействие электрического тока на коже пострадавших. Кроме того, гематомы, которые у некоторых пострадавших достигают 25 сантиметров, врачи описывали как ушибы. Колобов утверждает, что из-за этого в судебной медицине эксперты не придадут этим травмам никакого значения.
В пресс-службе Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы рассказали ОВД-Инфо, что 16 февраля друзья одного из задержанных, Сергея Логинова, позвонили на горячую линию Следственного комитета. Там они сказали, что его пытают на первом этаже в здании СК в Сургуте на улице Островского в доме 47.
Пытки происходили в перерывах между допросами. Адвокату и ОВД-Инфо известно имя следователя, который допрашивал последователей Свидетелей Иеговы в тот день.
Вскоре после этого Логинова отпустили. Но затем снова задержали и под пытками заставили написать объяснения о том, что его никто не пытал. После этого суд принял решения арестовать его, Евгения Федина и Артура Северинчика. По словам Колобова, двух последних не подвергали пыткам.
20 февраля защита подала заявление в Управление СК России по ХМАО-Югре. В нем она требует отвода следственной группы в связи с тем, что есть достаточные основания полагать, что как минимум шесть членов следственной группы и другие представители силовых органов применяли пытки к задержанным последователям «Свидетелей Иеговы».
В то же время в пресс-службе регионального СК заявили, что информация о пытках последователей «Свидетелей Иеговы» не соответствует действительности. Старший помощник руководителя следственного управления подчеркивает, что к задержанным якобы не применялось физическое, психическое и психологическое воздействие. Каких-либо заявлений о пытках от последователей «Свидетелей Иеговы» якобы тоже не поступало.