15 марта 2018 года в Москве по обвинению в создании экстремистского сообщества «Новое величие» арестовали 10 человек. Следствие считает, что они планировали государственный переворот. Адвокаты обвиняемых заявляют, что «Новое величие» создал внедренный сотрудник спецслужб. ОВД-Инфо рассказывает о людях, ставших фигурантами этого уголовного дела. Материал обновляется.
История «Нового величия» началась в телеграм-чате «Клуб любителей растений», который позже был переименован в «Будущее России сегодня», а затем — в «Новое величие». Сначала участники чата обсуждали свою жизнь и взгляды. Потом решили встретиться. Кто-то хотел заниматься политикой, кто-то — рассказывать людям о коррупции, а кто-то расценивал происходящее как досуг.
Инициатива создания организованного сообщества принадлежит человеку, который называл себя Русланом Даниловым — он проходит по делу свидетелем. Данилов написал устав организации, собирал деньги, занимался арендой помещения для встреч.
Весь декабрь 2017 года участники «Нового величия» проводили учредительные собрания. Позже приняли участие в акции «Забастовка избирателей», «Марше Немцова» и митинге в защиту троллейбусов, распространяли листовки «Путинский режим падет». Этим деятельность «Нового величия» ограничилась. Один из важных эпизодов, на которых строится обвинение, — «тренировочные сборы»: поездки в Хотьково на заброшенный завод, где несколько участников «Нового величия» стреляли по бумажным мишеням и кидали в стену бутылки с зажигательной смесью.
Сейчас обвиняемые Вячеслав Крюков, Руслан Костыленков, Петр Карамзин и Дмитрий Полетаев находятся под стражей. Мария Дубовик, Анна Павликова и Максим Рощин — под домашним арестом, Павел Ребровский — под подпиской о невыезде. Сергей Гаврилов, находившийся под домашним арестом, покинул Россию. Рустама Рустамова, который заключил досудебное соглашение, в марте 2019 года приговорили к двум годам лишения свободы условно. Всех, кроме Рустамова, обвиняют в организации деятельности экстремистского сообщества и участии в нем (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК). Рустамову вменяют только участие (ч. 2 ст 282.1 УК).
Помимо обвиняемых, в организации состояли три внедренных сотрудника правоохранительных органов, которые и дали показания против фигурантов дела — полицейские Максим Расторгуев и Юрий Испанцев, а также росгвардеец Руслан Кашапов. По информации адвоката Максима Пашкова, Кашапов предоставлял фигурантам дела патроны для стрельбы по мишеням. Оперативник Максим Расторгуев рассказывал, что был внедрен в группу по заданию органов еще до возбуждения уголовного дела.
Правозащитница Алла Фролова полагает, что «Новое величие» стало разваливаться незадолго до арестов. Об этом же говорят Руслан Костыленков, адвокат Марии Дубовик Максим Пашков и близкие Дмитрия Полетаева. По их словам, желающих покинуть движение удерживал Руслан Д. Фролова допускает, что следствие готовилось подвести «Новое величие» под «террористическую» 205-ю статью УК. «Когда в начале марта организация стала распадаться, решили арестовывать сразу, без достаточной доказательной базы», — предполагает она.
В ходе следствия на родственников и адвокатов обвиняемых постоянно оказывалось давление.
Руслан Д. или Александр Константинов
В деле Руслан Д. фигурирует под именем Александр Константинов, вся информация о нем закрыта. Оперуполномоченный уголовного розыска Юрий Испанцев, внедренный в «Новое величие», в своих показаниях называет фамилию Руслана Д. — Данилов.
Данилов был главным осведомителем спецслужб — его показания легли в основу уголовного дела. Он возглавлял «финансовый отдел» движения и редактировал его устав, вел протоколы «собраний» — это и позволило назвать компанию молодых людей «экстремистским сообществом». По словам обвиняемых, он был самым активным членом движения. Данилов предложил создать подразделения внутри «Нового величия» и организовывал регулярные встречи в офисе на Братиславской улице.
Если верить версии следствия, в ноябре 2017 года Данилов увидел в оппозиционном телеграм-чате приглашение на встречу в «Макдональдсе». Он посетил собрание и якобы вступил в «Новое величие», чтобы передавать информацию правоохранительным органам. Во время допроса на судебном заседании в октябре 2019 года Данилов подтвердил, что изначально планировал написать заявление и сдать «Новое величие» правоохранительным органам.
Адвокат Пашков предполагает, что Данилов — внедренный сотрудник ФСБ, но прямых доказательств этому нет. Сам Данилов в интервью телеканалу «Дождь» заявлял, что не работает в правоохранительных органах.
8 августа 2019 года в суде допрашивали Юлию Куницыну. Она сдавала Руслану Д. помещение, в котором проходили встречи «Нового величия». Несколько раз деньги за аренду офиса перечислял некий Раду Зелинский. По словам Куницыной, сотрудник Центра «Э» Чижов заставил ее скрыть факт платежей от Зелинского, сказав, что Раду Владимирович сделал оплату со своей карты по ошибке и знать об этом никто не должен. Уже после возбуждения уголовного дела с Куницыной встретились сотрудники ФСБ и снова попросили ее не упоминать Раду Зелинского. По найденным в сети фотографиях Раду Зелинского все фигуранты дела опознали его как Руслана Данилова.
Анна Павликова, 19 лет, Москва
Находится под домашним арестом
Работала в ветеринарной клинике. Увлекалась животными, разводила попугаев, планировала поступать в ветеринарную академию. Когда в дом Павликовых пришли с обыском, ее отец решил, что это связано с тем, что Анна ходила на акции Навального и КПРФ.
На допросе Анна рассказала, что примерно в декабре 2017 года она нашла сайт «Будущее России сегодня», где был чат, в котором «люди общались на разные темы и скидывали фото». Она присоединилась к нему. В разговорах участники чата выражали мнение, что действующее правительство России «развалило страну». Потом в чате появилось приглашение на очную встречу. Павликова и Дубовик пошли на встречу вместе, где и познакомились с Русланом Костыленковым. Затем они обе стали время от времени участвовать в подобных собраниях. В феврале Павликова поучаствовала в распространении листовок с критикой действующей власти и призывами к бойкоту выборов.
По версии обвинения, Павликова играла роль «заместителя главы Информационного отдела», а также была «членом Верховного совета» экстремистского сообщества «Новое величие».
Правозащитница и сотрудница ФСИН Анна Каретникова, общавшаяся с Павликовой в СИЗО, предположила, что Анна не вполне понимает суть предъявляемых обвинений: «Когда ей продлили содержание в СИЗО, она кивнула и улыбнулась. А потом рассказала мне, что просто не поняла приговора суда и кивнула, чтобы не обидеть судью».
В СИЗО Анне угрожали насилием. В мае 2018 года девушку возили несколько часов в неотапливаемом в автозаке без воды и пищи. Из-за тяжелых условий содержания в СИЗО у Анны начались проблемы с почками и гинекологией, произошел гормональный сбой, из-за которого она стала набирать вес, и ухудшилось зрение. Летом 2018 года Павликова сначала попала в больницу при СИЗО, а затем — в гражданскую больницу для обследования.
В августе 2018 года Павликову перевели под домашний арест.
Вячеслав Крюков, 21 год, Геленджик
Арестован
Родился в Геленджике. После ареста был отчислен с третьего курса юридического факультета Российского государственного университета правосудия. В ноябре 2017 года увидел сообщение в телеграме о встрече людей с оппозиционными взглядами. На встрече, как оказалось, обсуждался устав «Нового величия». Позднее на допросе Крюков рассказывал, что во время обсуждения устава он выразил свое несогласие с содержанием документа. Не встретив понимания, на последующих собраниях «садился на задние ряды и в дискуссии не вступал». В сборах и в распространении листовок не участвовал, так как не считал это правильной стратегией. Целью организации видел исключительно обмен мнениями: «Я пошел на собрание, потому что хотел выслушать мнения собравшихся о политической ситуации в стране и при возможности высказать свое».
Следователи сочли Вячеслава «заместителем Юридически-правового отдела и членом Верховного совета» «Нового величия».
С 11 сентября по 12 октября 2018 года Крюков держал голодовку с требованием отправить его под домашний арест. Планирует написать книгу о том, что происходит с ним в СИЗО.
17 октября 2019 года на очередном судебном заседании Вячеслав Крюков и Руслан Костыленков вскрыли себе вены после отказа судьи изменить им меру пресечения. Крюкова из здания суда отправили обратно в СИЗО. 14 ноября он сообщил о пытках «ласточкой» во время перерыва в судебном заседании. После попытки Крюкова и Костыленкова вскрыть вены четверо обвиняемых каждое заседание находятся в «аквариуме» в наручниках.
Дмитрий Полетаев, 31 год, Москва
Арестован
Окончил Институт деловой карьеры. Увлекался фотографией, снимал на согласованных митингах и на мероприятиях организации «Очередники Москвы», куда вступил из-за трудных жилищных условий. В декабре 2017 года нашел в почтовом ящике листовку с текстом «Мы не скот, выборам бойкот». В листовке всех недовольных политикой Путина приглашали на собрания «Нового величия». На допросе Полетаев заявлял, что эти встречи он воспринимал как психологическую разгрузку: «Как я лично понимал, участники собираются для того чтобы обсуждать насущные проблемы каждого и выслушивать друг друга. Лично я недоволен своим статусом в обществе, а именно тем, что живу с родителями в коммуналке, имею высшее образование, а устроиться на работу не могу, так как все приличные места заняты теми, кто устроился по блату или за деньги».
По версии обвинения, Полетаев был «заместителем главы Отдела активных действий» и «членом Верховного совета» экстремистской организации «Новое величие».
Следователь Антон Малюгин несколько раз позволял матери Полетаева Галине свидания с сыном в СИЗО, предупреждая, что будет давать разрешения, пока женщина не будет распространяться о судьбе Дмитрия публично. В сентябре 2018 года следователь отказал в очередном свидании. Галина Полетаева связывает это с шумом, поднявшимся вокруг дела «Нового величия» в прессе. 25 октября 2018 года к матери Полетаева приходили сотрудники уголовного розыска в связи с акцией в поддержку фигурантов «Нового величия» и «Сети».
Мария Дубовик, 21 год, Москва
Находится под домашним арестом
Студентка ветеринарной академии имени Скрябина, увлекалась рисованием. В октябре 2017 года на конференции по ветеринарии познакомилась с Анной Павликовой. По словам матери Марии, около года назад они узнали, что дом в Подмосковье, который они строили 10 лет, собираются снести. Семья и соседи принимали участие в митингах — тогда же политикой увлеклась и девушка. Она распространяла листовки с призывом к бойкоту президентских выборов, приняла участие в нескольких митингах.
Как рассказывала Дубовик во время допроса, Анна Павликова пригласила ее в чат, где обсуждали политику, а затем познакомила с Русланом Костыленковым. Затем Дубовик вместе с другими фигурантами дела принимала участие в акциях Алексея Навального, однажды наклеила листовку «Нового величия» на дом.
По версии следствия, Дубовик являлась «главой Агентурно-вербовочного отдела и членом Верховного совета» экстремистского сообщества.
После того, как Мария оказалась в СИЗО, у нее возникли проблемы с пищеварением, щитовидной железой и с давлением, сильно ухудшилось зрение. Тогда же у нее обнаружили опухоль, требующую дополнительных обследований. После общественной кампании в защиту Марии и Анны, в частности после «Марша матерей» 15-го августа 2018 года, суд перевел их из СИЗО под домашний арест.
Максим Рощин, 40 лет, Химки
Находится под домашним арестом
Максим участвовал в митингах оппозиции с 2008 года. Нашел листовку «Нового величия» в своем почтовом ящике. Ему понравилось, что авторы листовки «хотели противостоять путинскому режиму», он нашел страницу организации в социальных сетях и стал приходить на воскресные встречи.
По версии обвинения, Рощин был «главой Информационного отдела» и «членом Верховного совета» экстремистской организации «Новое величие». По его собственным словам, в «стрельбах» Максим не участвовал, о других подобных мероприятиях ничего не знал.
Павел Ребровский, 32 года, Москва
Находится под подпиской о невыезде
Осенью 2017 года Павла Ребровского пригласили в телеграм-чат «Клуб любителей растений». Там, по словам Ребровского, он выражал недовольство политической ситуацией в стране. В феврале вместе с остальными участниками «Нового величия» он пришел на митинг в защиту троллейбусов, но ушел, как только узнал, что митинг организован КПРФ. В «тренировочных сборах» не участвовал из-за нежелания связываться с оружием.
По версии обвинения, Ребровский был «главой Отдела активных действий» и «членом Верховного совета» экстремистского сообщества «Новое величие».
Ребровский утверждает, что не воспринимал «Новое величие» серьезно: «Я взрослый человек и понимаю, что свергнуть власть силами 10 человек невозможно. Относился к своим обязанностям [в сообществе] с юмором, соответственно, ими не занимался».
В апреле 2019 года Ребровский признал вину, заключил досудебное соглашение со следствием и дал необходимые следствию показания. Тогда же ему изменили меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде. По словам Ребровского, ему пообещали условный срок, но приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. 8 июля 2019 года Ребровский отказался от своих показаний и заявил, что подписал их под угрозами. После этого отказа суд отменил его приговор и отправил дело на новое рассмотрение. Ребровский находится под подпиской о невыезде, его дело выделено в отдельное производство и рассматривается Люблинским судом.
Петр Карамзин, 33 года, Москва
Арестован
Юрист по образованию. Участвовал в русских маршах и смотрел видеоролики политического блогера Вячеслава Мальцева в интернете. Посетил митинг, организованный сторонниками Мальцева 5 ноября 2017 года. По словам Карамзина, как только он увидел, что мероприятие не согласовано и площадь оцеплена полицией, то сразу же ушел. Приглашение на встречу в «Макдональдсе» увидел в телеграм-чате. Перед заседанием суда по продлению меры пресечения 23 апреля Карамзин говорил: «Да мы ничего не делали вообще, баловство одно! Закон не нарушал никто. На стрельбище просто пострелять ездили… Да какие стрельбы! Из карабина по банкам — разве стрельбы?»
По версии обвинения, Карамзин был «главой Юридически-правового отдела» и «членом Верховного совета» экстремистского сообщества «Новое величие».
Руслан Костыленков, 26 лет, Хотьково, Московская область
Арестован
Окончил медицинский колледж. По словам его подруги Дарьи, занимался раскруткой пабликов с шутками и мемами. В 2010 году состоял в движении «Белые совы», занимавшемся ловлей педофилов через социальные сети. У Костыленкова не осталось близких родственников: мать убили, когда ему было 11, отец и дед умерли, пока он находился в СИЗО.
В ноябре 2017 года в одном из чатов в телеграме Костыленков наткнулся на обсуждение «мальцевской революции». Его заинтересовали сообщения разочаровавшихся «мальцевцев», и он стал переписываться с ними. Одной из участниц того чата была Анна Павликова, которая пригласила Костыленкова на встречу в «Макдональдс».
Обвинение считает молодого человека лидером сообщества и «членом Верховного совета» «Нового величия». Сам Костыленков предполагает, что его выставляют лидером и делают «козлом отпущения» из-за его лидерских качеств и отсутствия каких-либо родственников. Костыленков организовал две поездки в Подмосковье, которые следствие считает тренировочными сборами. На первой участникам показывали, как стрелять из зарегистрированного на Рустамова карабина «Сайга», на втором — как готовить «коктейли Молотова».
В день задержания телеграм-канал «Кремлевская прачка» опубликовал видео, в котором Костыленков со следами побоев на лице признает себя виновным. По его словам, эти показания были получены под пытками: оперативный сотрудник надевал ему на голову пакет, душил и избивал. Медицинские документы из СИЗО № 3 подтверждают наличие повреждений. Позже Руслан отказался от показаний, данных на этом видео. Оперативники, избивавшие Костыленкова, приходили к нему в СИЗО с требованием отказаться от адвоката.
11 сентября 2018 года Руслан Костыленков и Вячеслав Крюков объявили голодовку.
17 октября 2019 года на очередном судебном заседании Вячеслав Крюков и Руслан Костыленков вскрыли себе вены. Руслана Костыленкова с порезами рук и шеи отправили в больницу.
Рустам Рустамов, 30 лет, Хотьково, Московская область
Приговорен к двум годам условно
Инженер в Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения в Хотьково. Приятель Руслана Костыленкова, увлекался охотой. Рустамову принадлежал карабин «Сайга», из которого стреляли фигуранты «Нового величия» на «тренировках». Сам Рустамов заявил на допросе, что не понимал, в каких целях использовали его «Сайгу»: «Руслан собирался поехать со мной на охоту на зайца. С ним оказалось еще несколько человек, и он попросил дать им пострелять». По слова Рустамова, о «Новом величии» он не слышал и не был ни на одном собрании организации.
Дело Рустамова рассматривали в особом порядке — суд не изучал доказательства, поскольку Рустамов признал вину и заключил досудебное соглашение. Его признали виновным в пособничестве участию в деятельности экстремистского сообщества (ч. 2 ст. 282.1 с прим. ч. 5 ст. 33 УК).
Сергей Гаврилов, 26 лет, Москва
Заочно арестован
Инженер-программист. Нашел страницу «Нового величия» в социальной сети «ВКонтакте» после задержания на митинге сторонников Мальцева 5 ноября 2017 года. По его словам, принимать участие в акции не планировал, держался на расстоянии от ОМОНа. Тем не менее Гаврилова доставили в отдел. Его обвинили в нарушении законодательства о митингах и назначили штраф в 12 тысяч рублей. Гаврилов возмутился незаслуженным наказанием и стал посещать оппозиционные сайты и группы в соцсетях. Затем он начал общаться с другими протестно настроенными людьми на своей странице в «ВК». Потом поучаствовал в нескольких встречах с другими фигурантами дела.
По версии обвинения, Сергей был «заместителем главы Финансового отдела и членом Верховного совета» «Нового величия». При этом «Финансовым отделом» руководил Руслан Данилов.
В октябре 2019 года находившийся под домашним арестом Гаврилов покинул Россию. На очередном заседании по делу «Нового величия» судья Маслов принял решение изменить меру пресечения Гаврилову, поскольку он скрылся от суда и нарушил условия домашнего ареста. Прокуратуре поручено начать его розыск, а в случае задержания взять под стражу.
Обновлено 20.12.2019