В октябре активист «Артподготовки» из Чебоксар Вячеслав Рыбаков написал в фейсбуке, что его вызывали в Следственный комитет. Там он узнал, что следователь Николай Замуткин собирает материалы, чтобы завести на него дело по статье 212.1 УК (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).
Давление на активиста стало буквально каждодневным: 31 октября ему присудили 190 часов обязательных работ за одиночный пикет 29 октября и арестовали на пять суток за то, что он не отбывал ранее назначенные работы. Несмотря на это, оснований для возбуждения дела, по мнению экспертов, недостаточно: все административные правонарушения Рыбакова по статье о нарушении порядка проведения публичных мероприятий (ст. 20.2 КоАП) не представляли угрозы для общества — протоколы на активиста составляли из-за мирных акций.
- Уголовное дело по статье 212.1 УК может быть заведено в том случае, если у человека есть три вступивших в силу судебных решения по административной статье 20.2 КоАП в течение полугода. Протокол о четвертом аналогичном правонарушении может быть передан в Следственный комитет вместе с предыдущими судебными решениями для заведения дела. Минимальное наказание — штраф 600 тысяч рублей, максимальное — 5 лет лишения свободы.
В феврале 2017 года Конституционный суд обязал законодателей внести изменения в статью 212.1. В частности, суд признал, что если нарушение правил проведения публичной акции не было опасно для общества, то оно не предполагает уголовную ответственность. Несмотря на это, на данный момент статья остается без изменений.
В 2017 году на Вячеслава Рыбакова пять раз составляли протоколы по статье 20.2 КоАП, один раз суд отменил производство по делу из-за отсутствия состава правонарушения.
- Первый протокол на активиста составили за акцию 26 марта «Он вам не Димон» — сначала по статье 19.3 КоАП (неповиновение законным требованиям сотрудника полиции). Позднее его оштрафовали на тысячу рублей. А 11 июля Ленинский районный суд признал Рыбакова виновным по этому делу уже по части 5 статьи 20.2 (нарушение участником порядка проведения публичного мероприятия) и назначил ему 30 часов обязательных работ. Рыбаков их не посещал. 29 сентября суд отправил активиста на пять суток в спецприемник за то, что он не отбывает назначенные работы.
- 13 апреля Рыбакова задержали за одиночный пикет у здания суда в поддержку соратницы Елены Блиновой. На него составили второй по счету протокол по части 5 статьи 20.2, а 12 мая суд назначил активисту максимальное наказание по этой статье — 40 часов обязательных работ. Впоследствии он не стал их посещать, и из-за этого 31 октября суд арестовал его на пять суток.
- 16 апреля Рыбаков вышел на одиночный пикет с плакатом «Свободу Вячеславу Мальцеву», а его соратник как независимый журналист стал снимать акцию на камеру. Это увидели полицейские и сразу же задержали активистов. В отделе на них составили протоколы по статье 20.2 КоАП (для Рыбакова третий по этой статье), а потом доставили в суд. Судья решил, что они преследовали одну цель — организация несогласованного мероприятия. В результате Вячеслава Рыбакова оштрафовали на 20 тысяч рублей (его соратник получил такой же штраф), и 30 мая Верховный суд Чувашии оставил в силе это решение.
- 18 апреля активистов «Артподготовки» задержали из-за фотографии, где несколько людей держат в руках куриные яйца, на которых написаны буквы, складывающиеся во фразу «Свободу Мальцеву» (Вячеслав Мальцев — лидер «Артподготовки»). На Рыбакова составили протокол по части 2 статьи 20.2 КоАП (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления).
Это было бы четвертым нарушением этой статьи, но 19 апреля суд прекратил дело из-за отсутствия состава административного правонарушения. 6 июня Верховный суд Чувашии оправдал активиста. - 29 октября Рыбакова и его соратников по совместным прогулкам свободных людей задержали, когда он стоял в одиночном пикете у памятника Юрию Гагарину. На Рыбакова составили протокол по части 8 статьи 20.2 (повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения) — пятый по этой статье. 31 октября суд назначил ему 190 часов обязательных работ.
По словам Рыбакова, четыре решения вступили в силу: в трех случаях суд признал активиста виновным в нарушениях статьи 20.2 КоАП, в одном — оправдал.
Алексей Липцер, адвокат Ильдара Дадина, осужденного в 2015 году по статье 212.1 УК, считает, что у Следственного комитета нет оснований, чтобы возбуждать уголовное дело на Рыбакова по этой статье:
В феврале 2017 года Конституционный суд разъяснил, что нельзя возбуждать уголовные дела и вести уголовное производство за деяния, которые не несут за собой каких-либо насильственных действий, направленных против общества. Соответственно, пока сложно сказать, каким образом и на каком основании в этом случае Следственный комитет будет действовать по этому уголовному делу. Кроме того, Конституционный суд дал рекомендацию внести изменения в статью, а в настоящий момент они внесены не были. Но в любом случае, здесь, прежде чем возбуждать уголовное дело, нужно сначала прояснить: планируются ли какие-либо изменения и приведение этой статьи в соответствии с постановлением КС. Это должно быть произведено, в любом случае — потому что пока эта статья противоречит постановлению КС. Вот это самое главное.
По мнению юриста международной правозащитной группы «Агора» Алексея Глухова, правоприменитель достаточно вольно толкует антимитинговое законодательство. Но возбуждать статью 212.1 УК на Рыбакова не будут, если правоохранители не получат прямого указания завести дело, считает юрист:
Думаю, что Чувашия — не тот регион, где, после скандала с Ильдаром Дадиным, готовы стать первыми, кто возбудит аналогичное дело.