Жителя Курской области Евгения Бабина заочно приговорили к шести годам колонии за антивоенный ролик на канале с одиннадцатью подписчиками. Евгений — бывший военный. Он участвовал в оппозиционных митингах, отстаивал свои права на работе и перед местной администрацией. Мужчина смог уехать из России и сейчас налаживает жизнь в Армении. ОВД-Инфо поговорил с Евгением — о войне, протесте, деле и эмиграции.
Ролик начинается со слов: «Я не могу больше молчать. И вас прошу тоже не молчать, когда происходят такие беспрецедентные действия со стороны российского государства». Далее мужчина худощавого телосложения в футболке цвета хаки и красной спортивной шапке обнимает мальчика (своего сына Ивана), говорит, что армия РФ совершает геноцид в Украине, и просит соотечественников не идти на войну и не становиться насильниками и убийцами.
Видео было опубликовано 5 марта 2022 года на ютуб-канале «Евгений Островский». Автор видео и владелец канала — Евгений Бабин, 36 лет, бывший военный-контрактник, зарабатывает на жизнь ремонтом компьютерной техники.
В конце тринадцатиминутного видео Бабин показывает свой военный билет, говорит: «Единственное, что мне жалко в этом билете — это фотография, на которой мне 18 лет». После этого он рвет билет и поджигает его со словами: «Ребята, нет войне! Слава Украине! Жыве Беларусь! Россия будет свободна!».
Видеозапись набрала 588 просмотров. На следующий день в отношении Евгения возбудили уголовное дело о «фейках» (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК).
«Если инвалидом стану, зачем семье такой нужен буду?»
Евгений Бабин родился в селе Верхний Реутец, в 50 километрах от Курска. В 2003 году он окончил школу и переехал в областной центр. Хотел стать программистом и, несмотря на скептическое отношение родственников к такой специальности — они не видели перспектив в этой сфере, — решил поступать на отделение информатики в Курский государственный университет. Конкурс был большой — Евгений не прошел, но быстро сориентировался и стал студентом физико-математического факультета этого же вуза.
Через два года Евгений бросил учебу — «не понравилось». Мужчина в шутку называет этот факультет личным проклятием, потому что через 15 лет он окончил этот вуз, но уже заочно.
Бывшего студента «быстренько оформили в армию», там он прошел обучение на командира танка, а после службы подписал контракт: «Я не осознавал последствий, на что подписываюсь. Не было в голове понимания, что если вдруг война, то по этому контракту надо будет идти воевать и умирать».
По словам Евгения, в 2007 году ему предложили стать наемником «как сейчас ЧВК „Вагнер“, только тогда о таких группах мало что знали», где именно — подробностей не раскрывали. Сначала мужчина предложение принял, привлекли деньги — полторы тысячи долларов в месяц.
Пришел домой поделиться новостью с женой, но в этот вечер супруга сказала Евгению, что беременна. На следующий день мужчина отказался от предложения. «Подумал: если меня убьют, семья, может, будет получать деньги по потери кормильца, а если я инвалидом стану? Зачем семье такой нужен буду?»
Весной 2008 года у Евгения закончился контракт, он решил не продолжать армейскую службу. В августе того же года российская армия вторглась в Грузию: «Это мой анализ, но я посидел, подумал и пришел к выводу, что наемников тогда набирали как раз для того, чтобы потом их в Грузию отправить. Когда это случилось, подумал — хорошо, что я не пошел в эти спецвойска».
После армии Евгению сложно было найти работу, он понял, что умеет только «ездить на танке», и снова подписал контракт. Через два года — в 2010 — «завязал с армией» — так как окончательно понял, что «солдат и даже офицер в армии РФ — расходник, отношение к людям там как к фильтру на автомобиле, который периодически меняют».
На гражданке Евгений решил заниматься тем, что ему всегда хотелось делать, — чинить компьютерную технику.
Об этом никто не узнает
Если об этом никто не напишет. Мы публикуем эти истории потому, что тысячи людей поддерживают ОВД-Инфо. Подпишитесь на регулярные пожертвования ОВД-Инфо, чтобы плохие дела не оставались в тишине.
«Это же власть, с кем ты собрался сражаться?»
Евгений рассказывает, что дал себе обещание жить по совести и закону, когда ему исполнилось 20 лет. В любой ситуации, где видел нарушение прав — начинал разбираться, читать законодательство, а потом — защищать свои интересы. Ходил на митинги Навального — «встал на его сторону, потому что я за справедливость. Хотя по многим вопросам с тем же Навальным не согласен, с удовольствием бы с ним подискутировал…»
В 2013 году Евгений с женой и уже двумя сыновьями жили в деревне Ворошнево (17 километров от Курска). Мужчина работал компьютерным инженером в курской гимназии.
Летом Евгений узнал, что квартиру, в которой живет его семья, больше не будет отапливать местная котельная. В администрации ему сказали, что «всех переводят на поквартирное отопление», то есть каждый сам за свои деньги должен провести домой газ. В администрации ему предложили сходить в банк: «Сказали, что у них есть специальные люди в банках определенных, которые дадут мне кредит. А кто потом эти деньги отдавать будет? Мне эта ситуация не нравилась, я решил по закону действовать».
Мужчина написал в приемную президента, и через неделю ему установили все необходимое оборудование для отопления бесплатно.
Местные жители сначала говорили: «Это же власть, с кем ты собрался сражаться?» После — стали подходить и спрашивать совета. «У многих из них, как оказалось, тоже были свои проблемы — кто-то не понимает, почему в квитанциях платит за услуги, которыми не пользуется, у кого-то тоже проблемы с отоплением».
А в 2014 году Бабин добился для себя выплат за дополнительную работу на ЕГЭ в качестве инженера по компьютерной технике. После проведения выпускных экзаменов бухгалтер школы попросил расписаться за получение выплат. «Но я же еще не получил этих денег!» — удивился Евгений и подписывать бумаги не стал.
Пообщавшись с коллегами-учителями, Бабин понял, что выплаты за дополнительную работу никто не получил, но в бухгалтерских документах, подтверждающих начисление сверхурочных, большинство расписалось. «Тогда тоже никто не верил, все хихикали за спиной, типа что этот колхозник собрался тут отстаивать».
Деньги Евгению заплатили. Однако отношение администрации школы к Бабину после этого изменилось. Он ушел в отпуск, из которого, по словам мужчины, его постоянно вызывали якобы для ремонта техники. Когда он приезжал, ничего чинить было не нужно — все было исправно, о чем Евгений говорил руководству. В итоге мужчину уволили за неисполнение обязанностей. Через суд получилось восстановиться в должности, но работать Евгений не стал уже по собственному желанию.
«Я все равно продолжал общаться с бывшими коллегами, и оказалось, что после моего случая учителям реально стали платить эти деньги, а не разворовывать их. Для меня это тоже результат — хоть немного, но получилось что-то изменить».
«Никогда не танцуй на костях врага»
Через несколько дней после начала войны Евгений позвал в гости своего друга-контрактника — хотелось узнать, какое настроение в армии у солдат и офицеров, что они думают и говорят. По телефону войну обсуждать не стали.
Общение привело в итоге к ссоре — Бабин понял, что для друга война — это не что-то плохое.
«Ты должен чувствовать грань — на войне воюют военные, но мирных жителей трогать нельзя, — сказал Евгений. — Мирным жителям нельзя угрожать оружием, пытать, насиловать. Этим военный и отличается от бандита».
«Если будет приказ „убить ребенка“, то я выполню его», — ответил друг.
«Ну и мудак ты конченый тогда. Больше мне не пиши, не звони», — сказал Бабин.
По словам Евгения, бывший друг уехал на войну и до сих пор там.
Подобных диалогов у Евгения было много. Он рассказывает, что значительно сократил круг своего общения после начала вторжения.
Первые новости о насилии российских военных в Украине Евгения не удивили: «Наши военные все это делали друг с другом, когда сидели в военных частях. Но об этом не принято было рассказывать. Парень приходит с армии, и ему, может, просто стыдно рассказать про все эти жестокости, которые там внутри происходят. А тут это стадо выпустили на улицу… и разрешили им делать все, что они захотят».
Евгений решил записать видео. «Мой дед мне всегда говорил „Никогда не танцуй на костях врага, ты можешь за него рюмочку выпить, помянуть, но злорадства в смерти быть не должно“. А в армии сейчас не говорят о том, что если приказ нарушает международные конвенции, это преступный приказ, который нельзя выполнять. Мне просто хотелось донести это до людей, чтобы они не шли туда убивать невинных людей и умирать за яхты Путина».
Видео Бабин опубликовал 5 марта 2022 года в своем YouTube-канале, где у него было 10 подписчиков (сейчас — 11). По версии адвоката от ОВД-Инфо Романа Лызлова, Евгений мог быть «на крючке» у сотрудников Центра по борьбе с экстремизмом. Три года назад, в январе 2021 года, Бабин публиковал в YouTube-канале обращение к курянам с просьбой выйти на митинг в поддержку Алексея Навального. Полицейские составили на Евгения административный протокол, как на организатора акции протеста в поддержку Алексея Навального, а суд присудил ему административный штраф в размере 20 тысяч рублей. Возможно, после этого за социальными сетями Бабина следили.
Адвокат Лызлов добавляет, что свидетелей обвинения было десять человек, некоторые из них впервые увидели ролик в полицейском участке: «Мы задавали вопросы свидетелям, как так случилось, что вы вдруг оказались в полиции и увидели там ролик? Но ни один человек толком ничего не объяснил, как это все-таки произошло».
***
Евгений был уверен, что его посадят. На это, по его словам, намекали сотрудники силовых органов, которые вели дело. До решения суда он был под подпиской о невыезде, но когда активисты из анонимной организации предложили помочь выехать из страны, мужчина согласился.
Он не может рассказывать, как покидал Россию. На тот момент у него не было ни загранпаспорта, ни конкретных планов на жизнь в эмиграции — уезжал с одним рюкзаком. Говорит, что несколько раз во время перехода через границу чувствовал сильный страх, казалось, что его прямо сейчас развернут и отправят в тюрьму.
В феврале 2024-го, когда суд заочно приговорил его к шести годам колонии, Евгений уже был в Армении.
Сейчас Бабин пытается зарабатывать на жизнь ремонтом компьютерной техники — выходит сложно, но заказы на починку все-таки есть, параллельно работает доставщиком в курьерской службе. Ютуб-канал больше не ведет — нет времени.
«Жить в чужой стране дорого — надо платить за жилье, питание, предметы первой необходимости, — говорит Евгений. — Поэтому я все время работаю, даже на личную жизнь нет времени».
Созванивается с сыновьями, которые остались в России, — старшему, Максиму, 16 лет, младшему, Ивану — 15. Мальчики не хотят идти в армию, после школы планируют получать образование. С супругой Бабин развелся в 2017-м, сыновья живут с ней. Пока что Евгений не знает, как сложится его дальнейшая жизнь.
Мужчина не считает, что в ближайшее время в России что-то изменится: «Все будет так же дальше гнить, медленно, но уверенно. Война быстро не закончится, денег на нее хватает, мяса на убой тоже».
Даже если «фантастическим образом» в стране изменится режим, Бабин не планирует возвращаться в Россию. Он хочет начать новую жизнь. Российские активисты помогают Евгению получить политическое убежище в одной из европейских стран, но он не надеется на это: «Получится, будет хорошо, нет — ничего страшного».
Светлана Бронникова