Привет!
События 26 марта в разных городах России еще долго будут всем отзываться. Идут суды, людей штрафуют и отправляют на обязательные работы за участие в несогласованных мероприятиях. Тем временем Следственный комитет завел новое дело — о призывах к массовым беспорядкам в связи с появившимися в интернете объявлениями непонятного происхождения о некоей акции на Красной площади 2 апреля (эти объявление Генпрокуратура распорядилась заблокировать). В этот день в Москве снова были задержания в связи с пятью разными мероприятиями, и почти ко всем, кого задерживали, приходили следователи с допросами уже по новому делу, а также с угрозами. При этом все вопросы касались 26 марта. А 6 апреля СК уже сообщил о задержании подозреваемого.
Суды и не только
Власть не ограничивается административным преследованием задержанных и не задержанных участников акций против коррупции. Например, в Чите сотрудники ФСБ позвонили матери организатора акции и просили ее «приструнить сына». В Ростове к участнику акции полиция пришла с повесткой домой. В Саратове — в институт; в этом городе, где задержаний на акции не было вовсе, тем не менее обещают привлечь к ответственности сотню участников, а еще там вызвали активиста в полицию, позвонив ему с телефона матери. В Челябинске полицейские дежурили возле дома активиста, чтобы он не пошел на акцию 2 апреля. В Красноярске звонят из полиции с вопросами о коррупции и Навальном (в том числе тем, кто вообще не был на акции). В Орске домой к активисту пришли сотрудники угрозыска. В Чебоксарах участника акции задержали прямо на репетиции оркестра, в котором он играет на скрипке. В этом же городе участников акции увольняют и отчисляют из университета. В Приморье от директоров школ требуют запрещать ученикам участвовать в митингах оппозиции.
На этом фоне особенно отрадно сообщать о прекращении дел. В Архангельске прекратили дело пожилой активистки Марины Венчиковой, которой после задержания стало плохо, ее отвезли в больницу, но оттуда отправили в суд. В Нижнем Тагиле прекратили дело Андрея Баторина, который вел трансляцию акции в Periscope. В Хабаровске участников акции оправдали, поскольку выяснилось, что в мэрию было подано уведомление о проведении мероприятия.
Дальнобойщики
Забастовка дальнобойщиков раздражает власть не меньше, а то и больше, чем акции против коррупции. В Дагестане сход дальнобойщиков блокировали внутренние войска и Росгвардия. Дальнобойщиков по всей стране задерживают за пикеты и как свидетелей по уголовным делам, вызывают в полицию, штрафуют за митинги, им ломают фуры
Путин и другие бунтовщики
Другие акции тоже не вызывают у властей восторга. В московском метро задержали гражданина Белоруссии Альберта Гончарова, раздававшего брошюры «Путин. Война», оштрафовали и пытаются выдворить. У посольства Нидерландов в Москве задержали участников акции, требовавших отправить Путина под международный трибунал. В Кургане был оштрафован Путин, но другой — предприниматель Игорь Путин, организовавший сход у здания районной администрации против размещения полигона бытовых отходов. А одного из московских активистов, вывесивших баннер «Путин — это война» (теперь уже тот Путин), Павла Кузнецова, оштрафовали на 150 тысяч.
За день до загадочной акции на Красной площади (которая так и не состоялась) в Подмосковье был задержан один из организаторов «прогулок оппозиции» Марк Гальперин. Его отправили под арест на 15 суток.
Ильдару Дадину отказали в выдаче загранпаспорта из-за занятий «несанкционированной политикой».
«Несанкционированными» теперь могут объявить и встречи депутатов с избирателями — во всяком случае Дума приняла в первом чтении законопроект, требующий согласовывать такие мероприятия. На следующий день после этого московского муниципального депутата Александру Андрееву задержали на встрече с жителями, посвященной сносу домов. А в Воронеже воспользовались петербургским терактом, чтобы ввести ограничения на проведение любых акций в городе.
Житель Севастополя Руслан Зейтуллаев, которого второй раз судят за членство в «Хизб ут-Тахрир» как террориста, объявил голодовку.
В Москве, похоже, грядет «Дело 26 марта», а в Крыму продолжается «Дело 26 февраля» о беспорядках, случившихся в Севастополе в 2014 году. Двум обвиняемым, Мустафе Дегерменджи и Али Асанову, заменили пребывание в СИЗО на домашний арест.
Почитать/посмотреть
Мы проанализировали работу московской полиции 26 марта и собственную работу.
События 26 марта подробно обсуждались на двух семинарах, проведенных с участием ОВД-Инфо в Правозащитном центре «Мемориал»: на одном задержанным давали рекомендации о том, как защищать себя в суде, на другом юристам и адвокатам рассказывали о ведении в российских судах и ЕСПЧ дел, связанных со свободой собраний и свободой слова.
Полезная информация для подростков, ставших объектом пристального внимания после акций 26 марта, и их родителей о том, что такое профилактический учет и как от него избавиться.
Пущен в действие «Правовой навигатор» — ресурс, где можно найти выдержки из ключевых судебных решений в области защиты права на свободу собраний.
«Новая газета» опубликовала фоторепортаж о стачке дальнобойщиков на юге России.
Портал «Батенька, да вы трансформер» поговорил с жителем Чечни Рамазаном Джалалдиновым, которому за критику местных властей сожгли дом, отправили на исправительные работы по обвинению в клевете и заставили извиниться перед Кадыровым.
Спасибо за внимание!
Мы благодарим всех, кто продолжает поддерживать нас! Помочь ОВД-Инфо можно здесь.
Теперь у нашей рассылки есть англоязычная версия, которую можно прочитать на openDemocracy.