Привет!
На уходящей неделе Конституционный суд принял половинчатое решение в ответ на жалобу на статью 212.1 УК о «неоднократных нарушениях порядка проведения публичных мероприятий». КС не посчитал, что эта статья противоречит Конституции, однако обязал законодателей внести в нее изменения с учетом общественной опасности нарушений, и постановил, что уголовное дело Ильдара Дадина, приговоренного по этой статье к двум годам колонии общего режима (его жалобу на статью суд и рассматривал), следует отправить на новое рассмотрение.
Впрочем, каким может быть новое рассмотрение, нам было наглядно показано в «Деле „Кировлеса“»: Ленинский районный суд Кирова, как и Кировский областной суд три с лишним года назад, приговорил Алексея Навального и Петра Офицерова к пяти и четырем года условно соответственно.
Несвобода собраний
В Петербурге задержали активиста и правозащитника Динара Идрисова за одиночный пикет в поддержку Ильдара Дадина. На него составили протоколы о нарушении порядка проведения публичных мероприятий и неповиновении законным требованиям сотрудников полиции.
В Симферополе задержали активиста Илью Большедворова, стоявшего в одиночном пикете с требованием отставки мэра, и казачьего атамана Сергея Акимова, снимавшего происходящее на камеру, в Керчи — активиста Общероссийского народного фронта Андрея Страшко: встречу ОНФ с местными жителями посчитали митингом.
В Москве Активистов «Другой России» задержали за попытку повесить баннер «Капитализм — дерьмо» на здание «Роснефти». В подмосковных Люберцах задержали журналиста Александра Зимбовского за фотографирование выселения из общежития.
В Невьянске (Свердловская область) задержали бывшего детдомовца Аркадия Коваленко, который разбил палатку напротив мэрии, выступая против выселения его семьи с полуторагодовалым ребенком на улицу. В Перми задержали двух участниц одиночных пикетов обманутых дольщиков. А в подмосковном Красногорске задержали представителя движения таксистов Олега Амосова после встречи с исполняющим обязанности министра транспорта Московской области. Его обвинили в проведении несогласованного мероприятия.
В Чебоксарах у участников «Прогулки оппозиции» взяли отпечатки пальцев.
В Мурманске не согласовали шествие в центре города против повышения цен на проезд в общественном транспорте. В Петропавловске-Камчатском не согласовали ЛГБТ-акцию, в Салехарде и Оренбурге суды признали аналогичные отказы в согласовании законными. В Москве префектура потребовала отменить вечеринку электронной музыки.
В Петербурге прошла проверка акции в Исаакиевском соборе против передачи его в ведение православной церкви: акцию не сочли нарушением порядка, но сотрудников музея проверят в связи с тем, как они допустили это ненарушение. Кроме того, ГУВД потребовало проверить депутатов Законодательного собрания, которые встречались с жителями на Марсовом поле по тому же поводу.
Но бывает и так, что суды принимают решения в пользу активистов, выходящих на улицу. Так, Центральный районный суд Воронежа прекратил производство в отношении активиста Александра Болдырева, на которого полиция составила два протокола за согласованные акции против войны в Сирии и за отмену прямых выборов мэра. А Верховный суд Татарстана отменил решение Вахитовского райсуда Казани, который в конце 2015 года назначил главе Общества русской культуры Михаилу Щеглову штраф в размере 10 тысяч рублей за то, что он оказался за ограждением мероприятия, посвященного присоединению Крыма к РФ.
А если не удается добиться такого решения в российских судах, может помочь Европейский суд по правам человека: на днях он обязал правительство РФ выплатить более 1700 тысяч евро 23 заявителям различных акций в России.
Зато теперь власть повысит бдительность, и Росгвардия начнет следить за митингами с дирижаблей.
Другие виды преследования
На уходящей неделе была объявлена война на московского активиста Марка Гальперина. Сначала его задержали с выпиливанием двери в квартиру и доставили на допрос по некоему делу об экстремизме, по которому, как оказалось, он проходит свидетелем (по тому же делу допросили журналистку «Градус-ТВ» Ольгу Сапронову). А спустя два дня Гальперина неожиданно задержали в здании Сбербанка подмосковного города Реутова, после чего арестовали на десять суток по обвинению в неповиновении законным требованиям сотрудников полиции.
Татарского активиста Рафиса Кашапова, приговоренного к трем годам колонии за посты в соцсетях, которые были расценены как призывы к экстремизму и сепаратизму, отправлен из колонии в больницу, диагноз неизвестен.
Крымского режиссера Сенцова и антифашиста Кольченко, приговоренных к длительным срокам по обвинению в подготовке терактов, вновь отказались передавать Украине.
Петербургская полиция оспорила решение суда, прекратившего административное преследование Дмитрия Угая, читавшего лекцию о йоге и задержанного по подозрению в нарушении закона о миссионерстве.
Координатору «Открытой России» Владимиру Кара-Мурзе, как и в 2015 году, попавшему в больницу с симптомами, похожими на отравление, поставили диагноз «острая интоксикация неустановленным веществом».
«Яндекс. Деньги» заблокировали кошелек, на который собирались деньги в поддержку избирательной кампании Алексея Навального.
Спасибо за внимание!
Мы продолжаем сбор денег на работу группы мониторинга. Спасибо всем, кто нас уже поддержал. Напоминаем, что теперь можно осуществлять ежемесячные пожертвования. Помочь ОВД-Инфо можно здесь.