Привет! 21 декабря, в День работника органов безопасности, во время прогулки по центру Москвы были задержаны восемь гражданских активистов. Долгое время их возили по Москве в фургоне без опознавательных знаков, потом привезли в ОВД, где с них взяли объяснения и отпустили. Вечером в Краснодаре на бюсте основателя ВЧК Дзержинского появился деревянный крест. В связи с этим полиция попыталась отвезти в отдел активиста Виктора Чирикова, а затем задержала художника и активиста Алексея Кнедляковского. На следующий день суд арестовал его на 15 суток, не дождавшись адвоката и не рассмотрев доказательств.
22 декабря, в день рождения Сталина, в Москве во время акции КПРФ по возложению цветов к его бюсту были задержаны лидер движения «Божья воля» Дмитрий Энтео и православная активистка Людмила Есипенко, которые бросили в памятник гвоздики со словами «Гори в аду, убийца русского народа». А вот в Пятигорске, наоборот, в это день задержали представителей КПРФ, пришедших с цветами к Монументу славы.
Прочая несвобода собраний
23 декабря возле Центра международной торговли, где проходила пресс-конференция Владимира Путина, были задержаны три человека, в том числе женщина с ограниченными возможностями: полицейские предложили отвезти ее к правильному входу на мероприятие и увезли в ОВД.
В тот же день возле мэрии Москвы были задержаны шесть человек. На них составили протоколы, в которых говорилось, что они «держали плакаты с призывом защищать права инвалидов». Им грозят штрафы до 20 тысяч рублей или до 40 часов обязательных работ.
Суды продолжают выносить по делам о «нарушениях на публичных мероприятиях» обвинительные решения. Тверской районный суд Москвы оштрафовал активиста Константина Цэльмса на десять тысяч рублей за одиночный пикет в поддержку Ильдара Дадина. А суд второй инстанции оставил в силе решения о штрафах нескольким дальнобойщикам, задержанным в Химках в день годовщины выступлений против системы «Платон», причем два заседания из пяти прошли без защитника.
Обычно основанием для многотысячных штрафов становится то, что акция не была заранее согласована, но в то же время местные власти придумывают самые разные поводы для отказа в согласовании протестных акций. В Орле отказались согласовать митинг против губернатора из-за якобы слишком большого числа участников. В Новосибирске препятствием для проведения мероприятия стала уборка снега, в Ярославле — не убранный снег. В Оренбурге запретили митинговать в парках, в Томске — у вокзалов. А чтобы не пустить ростовских шахтеров в Москву местные власти устроили целую спецоперацию.
Уголовные преследования
Верховный суд отказался рассматривать кассационную жалобу Ильдара Дадина на приговор. Зато на Дадина пообещали пока не заводить дело за драку с сокамерником. При этом, где в настоящий момент находится Дадин, в начале декабря увезенный из карельской колонии после жалоб на пытки, до сих пор неизвестно.
Курганский областной суд отказался отпускать на свободу детскую воспитательницу Евгению Чудновец, попытавшуюся привлечь внимание к издевательствам в детском лагере. Суд лишь сократил ей срок на один месяц, а также отменил решение о передаче ребенка Чудновец в детский дом. Ранее за репост сцены из лагеря она была признана виновной в распространении детской порнографии.
А вот дело защитников Хопра, обвиненных в вымогательстве у Уральской горно-металлургической компании, вернули в прокуратуру: суд посчитал, что в нем недостаточно доказательств.
В Москве были задержаны и позднее арестованы предполагаемые участники мусульманского движения «Таблиги Джамаат», их обвиняют в участии в деятельности экстремистской организации.
Тюменский областной суд приговорил блогера Алексея Кунгурова к двум с половиной годам колонии-поселения по статье об оправдании терроризма за пост в ЖЖ о ситуации в Сирии. На жителя Калуги Романа Гришина завели дело о возбуждении ненависти за репост ролика с песней «Это, детка, рашизм». Его вызвали в ФСБ и спрашивали, зачем он посещает Украину и фотографируется на Майдане. Гражданин Белоруссии Кирилл Силивончик, отсидевший два года в колонии-поселении за посты в поддержку Украины, был депортирован на родину.
Суд во Владивостоке отправил под домашний арест учителя английского языка за то, что он «унизил русских» во время игры в волейбол. Отправлен под домашний арест и житель Екатеринбурга Павел Волков, обвиняемый в возбуждении ненависти за репосты видео и надпись в подъезде. Перед этим его неожиданно задержали и продержали ночь в отделе полиции, не пуская к нему адвоката. Подробнее о загадочных действиях полиции и Центра «Э» — в рассказе члена Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Сергея Зыкова.
Екатеринбургского блогера Руслана Соколовского, сидящего в СИЗО по обвинению в возбуждении религиозной ненависти и оскорблении чувств верующих, посчитали склонным к суициду и поставили на профучет как экстремиста.
В Пермском крае ФСБ задержала школьника за то, что он написал в соцсети «ВКонтакте», что «церкви надо сжигать», его обвинили в призывах к экстремизму. В Челябинске прокуратура вынесла предостережение студентке Екатерине Омельченко за интервью, в котором она выразила несогласие со строительством часовни и предлагала подписать петицию.
В суд передано дело петербургской националистки Дины Гариной, обвиненной в возбуждении ненависти к сотрудникам Центров по противодействию экстремизму.
Многих, кто подвергся политическому преследованию, не оставляют в покое и в местах лишения свободы. Блогер из Твери Андрей Бубеев, осужденный по нескольким статьям за ряд постов в интернете, по решению суда переведен из колонии-поселения в колонию общего режима: у него насчитали более 60 нарушений распорядка. К нацболу Юрия Староверову, осужденному за якобы имевшее место нападение на омоновца, в колонию приезжали сотрудники Центра «Э» и предлагали «дружить».
Европейский суд по правам человека потребовал от российского правительства выплатить компенсации националистам Даниилу Константинову и Александру Белову за чрезмерно долгое содержание под стражей и нацболу Игорю Березюку за неправомерное продление ареста. Константинов, обвинявшийся в убийстве, а затем хулиганстве при наличии железного алиби, и Березюк, отсидевший за участие в беспорядках на Манежной площади, в настоящее время находятся на свободе.
Спасибо за внимание!
Мы продолжаем сбор денег на работу группы мониторинга. Спасибо всем, кто нас уже поддержал. Напоминаем, что теперь можно осуществлять ежемесячные пожертвования. Помочь ОВД-Инфо можно здесь.