Привет!
И снова в центре внимания — судьба Ильдара Дадина, отправленного в колонию по обвинению в «неоднократных нарушениях порядка проведения публичных мероприятий». На этой неделе его увезли из исправительной колонии № 7 в Карелии, где он жаловался на пытки. Ни близкие, ни защитники Дадина предупреждены не были. Куда именно переведен Дадин, до сих пор не известно.
Кроме того, из СИЗО в Грозном во Владимирскую область, а именно в печально знаменитый «Владимирский централ» отправлен отбывать наказание гражданин Украины Николай Карпюк, приговоренный к 22 с половиной годам по обвинению в участии в боевых действиях в Чечне, где он, по собственным словам, до суда по собственному делу никогда не бывал.
Несвобода собраний
Не обходится без задержаний в парке «Торфянка»: в минувшее воскресенье нескольких человек задержали после того, как местные жители начали исполнять патриотические песни — полиция объявила, что они препятствуют проведению молебна. При этом активист «Яблока» Антон Антонов-Овсеенко был задержан вместе с собакой. (Кроме того, в квартиру, где живут мать и несовершеннолетние сестры одного из защитников «Торфянки», приходила полиция. Объявили, будто соседи жаловались на шум, хотя сами соседи это отрицают.)
На пикете у здания московского управления Федеральной службы исполнения наказаний 9 декабря во время проведения одиночных пикетов в поддержку Ильдара Дадина были задержаны четыре человека. Одного из них пообещали оставить в ОВД на 48 часов, обвинив в неповиновении законным требованиям сотрудников полиции, но ночью отпустили. Это первый случай, когда на этих пикетах задерживают людей. По некоторым данным, не обошлось без участия провокаторов.
У здания правительства Москвы на Новом Арбате задержали трех человек, выступавших против отказа в проведении Антикризисного митинга, запланированного на 10 декабря.
На Красной площади был задержан Илья Сотников, стоявший с плакатом в защиту националиста Дмитрия Демушкина, находящегося под домашним арестом по обвинению в возбуждении ненависти за публикацию фотографий с «Русского марша».
6 декабря Мосгорсуд снизил с пяти суток до восьми часов срок ареста Сергею Заворотных, активно выступавшему против строительства в парке на Лодочной улице. Таким образом суд второй инстанции зачел ему время, в течение которого он находился в отделе полиции после задержания 3 октября. Решение Тушинского районного суда Москвы об аресте на пять суток было принято в отсутствие Заворотных.
6 и 7 декабря Бахчисарайский районный суд Крыма оштрафовал на суммы от 10 до 20 тысяч нескольких местных жителей за то, что 12 мая они собрались у домов крымских татар, арестованных по делу «Хизб ут-Тахрир», и у кафе «Салачик» в то время, когда там проходили обыски. Суд счел, что все это были «несанкционированные митинги».
В пятницу в Крыму были задержаны прихожане мечети в селе Орловка. У них сняли отпечатки пальцев, после чего отпустили. Местные правозащитники полагают, что это акция устрашения.
В Калининграде Ольге Малышевой, участнице пикета, которую задерживали за плакат с перечеркнутым портретом Путина, звонят из Центра по противодействию экстремизму.
Несвобода совести
6 декабря Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил жителя Махачкалы Гирея Аминова к пяти годам колонии по обвинению в участии в деятельности исламистской организации «Хизб ут-Тахрир». А 7 декабря Мещанский районный суд Москвы отправил под арест двенадцать человек, в том числе выходцев из среднеазиатских республик, подозреваемых в причастности к деятельности то же организации. «Хизб ут-Тахрир» безосновательно запрещена в России как террористическая. Людей то и дело приговаривают к различным срокам заключения по обвинению в организации или участии в деятельности террористической организации исключительно на основе информации о партийной деятельности — участии в собраниях, изучении литературы, привлечении новых членов.
Несвобода слова
В Крыму завершено следствие по делу журналиста Николая Семены, которого обвиняют в призывах к нарушению территориальной целостности.
6 декабря стало известно, что еще 17 ноября Заводской районный суд Кемерова отправил под арест на четверо суток по обвинению в распространении экстремистских материалов из-за публикации скриншота блокировки группы «Россия для русских» во «ВКонтакте». Авторы экспертизы, заказанной ФСБ, пришли к выводу, что название «Россия для русских» можно приравнять к аналогичному лозунгу с твердым знаком на конце, который признан в России экстремистским.
8 декабря Сургутский городской суд отправил под арест на трое суток местного жителя Дениса Ханьжина за портрет генерала Власова, с которым он вместе с двумя десятками сторонников пришел на акцию памяти жертв политических репрессий «Помни их имена». Суд посчитал, что Ханьжин публично демонстрировал нацистскую символику.
И прочая несвобода
В Ленинском районном суде Кирова по второму разу рассматривается пресловутое «Дело „Кировлеса“», заведенное на Алексея Навального и Петра Офицерова. На заседание 6 декабря не явился ни Навальный, ни адвокаты — до этого они предупреждали, что этот день им неудобен, но судья это проигнорировал. Прокурор же потребовал доставить Навального в суд принудительно, сочтя его неявку неуважением к суду. Впрочем, судья ходатайство прокурора не удовлетворил.
В Крыму задержан сторонник Евромайдана Владимир Балух. В результате обыска, проводившегося сотрудниками ФСБ, у него на чердаке были обнаружены 90 патронов и несколько тротиловых шашек.
К одному из организаторов «Русского марша» Ивану Белецкому ломились в квартиру полицейские. Не застав его дома, они ушли, испортив дверь и замок.
Мать покинувшей Россию активистки Олеси Романовой уговаривают оказать содействие в допросе дочери.
В Москве задержали двух медиков, попытавшихся воспротивиться незаконному, по их мнению, выселению из общежития. На них составили протоколы о мелком хулиганстве.
Адвоката Елену Денисенко задержали на выезде с территории Дагестана, отпустили только через час. По ее словам, это произошло из-за того, что она внесена в список профилактического учета.
В Сочи был задержан один из лидеров абхазской оппозиции Аслан Бжания. В течение двух дней его несколько раз доставляли в УВД, потом не давали уехать домой.
Почитать/поиграть
Нам исполнилось пять лет! Как все начиналось и почему работает: воспоминания сооснователя ОВД-Инфо и волонтеров, впечатления участников. А еще два теста: про свободу собраний в России (опубликовано на сайте Meduza) и про работу дежурящих на горячей линии ОВД-Инфо.
Мы продолжаем сбор денег на работу группы мониторинга. Спасибо всем, кто нас уже поддержал. Напоминаем, что теперь можно осуществлять ежемесячные пожертвования. Помочь ОВД-Инфо можно здесь.