Привет! Хорошие новости вот уже третью неделю подряд приходят из Страсбурга: похоже, в Европейском суде по правам человека всерьез занялись проблемой со свободой собраний в России. Коммуницированы жалобы задержанных на сходах в день вынесения приговора по «Болотному делу» 24 февраля 2014 года в Москве и Петербурге, на акции целующихся ЛГБТ-активистов возле Думы в связи с принятием закона о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений» 11 июня 2013 года, а также во время чаепития в школе в Новороссийске в рамках встречи правозащитников с коллегой из Германии в 2007 году. При положительном исходе все эти задержанные могут рассчитывать на выплату компенсации от российского правительства. Что-что, а выплачивать компенсации по решениям ЕСПЧ российская власть пока готова — читайте мнение Александра Литого.
И далеко не веселые новости из карельской колонии, где сидит Ильдар Дадин, единственный в России осужденный по статье о «неоднократных нарушениях на публичных мероприятиях». Как стало известно его жене Анастасии Зотовой, его трижды после прибытия в колонию отправляли в штрафной изолятор, а потом перевели на строгие условия содержания.
Несвобода собраний
В других регионах России продолжаются задержания на акциях людей, чем-либо недовольных, будь то строительство стадиона или храма, либо вообще ситуация в стране. Достается и не политическим мероприятиям: так, в Омске в ответ на жалобу православных активистов была отменена постановка рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда». Московских зоозащитников, требовавших провести проверку приюта для животных, не задержали, но полиция отогнала их машины от входа в приют. На мероприятии банка Raiffeisen был задержан валютный заемщик, начавший рассказывать участникам о политике банка.
Двум жительницам Беслана, задержанным за демонстрацию маек с обвинениями в адрес Путина во время панихиды по погибшим в 2004 году, заменили обязательные работы штрафами.
Уголовные преследования
Российские власти отказались выдавать Украине кинорежиссера Олега Сенцова и антифашиста Александра Кольченко. В официальных ответах Министерства юстиции говорится, что Сенцов и Кольченко приобрели российское гражданство. Кроме того, Сенцов переведен в штрафной изолятор.
Сопредседатель признанного экстремистским Этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин, обвиняемый в возбуждении ненависти за публикацию в соцсетях плаката с «Русского марша», помещен под домашний арест на два месяца. Это произошло в день подачи им заявки на очередной «Русский марш».
Кубанской активистке Дарье Полюдовой отказано в рассмотрении кассационной жалобы на приговор — она была отправлена в колонию-поселение за посты, в которых усмотрели призывы к экстремизму и сепаратизму.
В волгоградском СИЗО проводит голодовку местный правозащитник Игорь Нагавкин. Его обвиняют в краже ювелирных украшений. Он полагает, что преследование связано с попытками разоблачить местных силовиков, связанных, по его мнению, с наркомафией.
В Татарстане задержали семь человек, которых подозревают в организации ячейки движения «Таблиги Джамаат», безосновательно признанного экстремистским.
Но тюремное заключение когда-то заканчивается, иногда даже условно-досрочно. Осужденный по «Болотному делу» Алексей Полихович вспоминает про колонию, решение об УДО — и картошку.
Что нас ждет (23.10 — 29.10)
24 октября в Дагестане должны вынести приговор местному имаму Магомеднаби Магомедову, которого обвиняют в призывах к терроризму и возбуждении ненависти за проповедь, в которой он говорил о необходимости мирно отстаивать свои права. Прокурор попросил отправить Магомедова в колонию на пять лет.
Кроме того, на следующей неделе ожидается рассмотрение апелляций по нескольким политическим делам. 25 октября — на приговор художнику Петру Павленскому, которому назначили штраф за акцию, в ходе которой он поджег дверь здания ФСБ на Лубянке. 26 октября — на решение о штрафе оппозиционеру Леониду Волкову за «воспрепятствование профессиональной деятельности» журналиста LifeNews и на приговор украинцам Николаю Карпюку и Станиславу Клыху, обвиненным в убийстве российских военнослужащих в Чечне в 1990-е годы (их приговорили к 22 и 20 годам колонии строгого режима соответственно; Клыха в настоящее время судят за оскорбление прокурора в ходе одного из заседаний по «Украино-чеченскому делу»). 27 октября — на решение отправить на десять лет в колонию строгого режима Андрея Коломийца, обвиненного в покушении на жизнь двух бойцов «Беркута» во время киевского Майдана.
Мы продолжаем сбор денег на работу группы мониторинга. Спасибо всем, кто нас уже поддержал. Помочь ОВД-Инфо можно здесь.