Намедни прочел я новость, что Минфин заложил в госбюджет 600 миллионов рублей на выплаты гражданам, выигрывающим дела против России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). И не отпускает меня эта цифра.
Хотя в конце 2015 года в российское законодательство и были внесены изменения, позволяющие игнорировать решения ЕСПЧ, но на практике получилось так, как говорили многие эксперты: эта история придумана специально под долг России перед ЮКОСом в 1,87 миллиарда евро, в целом порывать с ЕСПЧ Кремль пока не планирует.
Российская правоохранительная и судебная система зачастую стараются сделать все, чтобы не исполнять по существу решения ЕСПЧ. Обычно после отмены приговора в Страсбурге дело уходит на повторное рассмотрение в суде, где выносится приговор, не существенно отличающийся от забракованного. Но деньги, которые ЕСПЧ присуждает, людям реально платят. ЕСПЧ постоянно выносит решения, обязывающие выплатить гражданам России сколько-то тысяч евро.
Подавляющее большинство обращающихся в ЕСПЧ — не записные оппозиционеры, а обычные россияне, столкнувшиеся с той или иной несправедливостью чиновников, фальсификациями в ходе следствия или суда, полицейским насилием, невыносимыми условиями за решеткой.
Обычно это очень очевидные истории. Истории о пытках, неоказании медицинской помощи заключенным, чудовищной судебной волоките, абсурдных уголовных делах и приговорах. Эти истории не носят никакого политического оттенка: чистый беспредел носителей погон, чувствующих свою полную безнаказанность.
Но Россия не готова ставить на место собственных стражей порядка и тюремщиков — чтобы те не изводили собственных сограждан, — зато готова платить своим согражданам за их произвол. По-моему, Россия ведет гибридную войну сама против себя.
P. S. Ну и, конечно, можно быть абсолютно уверенным, что эти 600 миллионов отломили от образования или здравоохранения. На полетах собачек корги или зарплате ФСБ-шников это не отразится никак.