Привет! Мы продолжаем собирать деньги на работу группы мониторинга. Посмотрите видео с защитниками московского парка «Дубки», которые сказали немало добрых слов об ОВД-Инфо. Поддержать нас можно здесь.
Важнейшей новостью уходящей недели стало известие о том, что еще в середине июня Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы пятнадцати человек, задержанных в Москве на сходах 21 февраля и 30 декабря 2014 года — в связи с приговорами по «Болотному делу» и по делу братьев Навальных. Подача жалоб стала результатом совместной работы юристов, подготовленных ими волонтеров и ОВД-Инфо. Теперь правительству РФ предстоит ответить на вопросы о том, нужно ли было задерживать этих людей и были ли справедливыми суды, принимавшие решения оштрафовать их или отправить под арест. Подробное описание того, как проходили эти суды, можно найти в недавно опубликованном нами докладе.
Уголовные преследования
Еще несколько хороших новостей, две из них также связаны с ЕСПЧ. Во-первых, суд в Страсбурге отказался пересматривать решение по жалобе Алексея Навального и Петра Офицерова, осужденных по «Делу „Кировлеса“», так что теперь правительству РФ придется выплатить 86 тысяч евро компенсации за несправедливое судебное разбирательство.
Во-вторых, ЕСПЧ с необычной для этого учреждения скоростью коммуницировал жалобу на бесчеловечные условия этапирования от гражданина Украины Геннадия Афанасьева, осужденного по «Делу крымских террористов» и в настоящее время переданного Украине.
А оправданным по делу о покраске звезды на московской высотке в цвета украинского флага четырем парашютистам — Анне Лепешкиной, Евгении Коротковой, Александру Погребову и Алексею Широкожухову — присудил компенсацию в 360 тысяч рублей Таганский суд Москвы.
С Александры Наумовой, приговоренной к трем годам и трем месяцам условно по «Болотному делу», снята судимость и прекращен условный срок за полгода до окончания наказания.
Но не все так хорошо с обвиняемыми и осужденными по другим делам.
Крымчанину Александра Костенко, осужденному за причинение вреда бойцу «Беркута» в Киеве, запретили предоставлять данные о своем здоровье по запросу чешского политика Карела Шварценберга. Костенко пригрозили в противном случае отказать в условно-досрочном освобождении и устроить «проблемы другого рода».
Алексея Сутугу, осужденного за то, что он якобы избил молотком трех человек, отправили в ШИЗО после того, как его мать попросила начальника колонии о свидании.
Приговоренного к пожизненному заключению бывшего главу службы безопасности компании ЮКОС Алексея Пичугина привезли в Москву. По словам бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, от Пичугина в колонии требовали дать «нужные показания», угрожая, что посадят его брата. По-видимому, речь шла о деле, заведенном на самого Ходорковского, о причастности к убийствам и покушениям, за организацию которых и был осужден Пичугин
Ильдара Дадина, также привезенного в Москву из петербургского СИЗО, где он ждал отправки в колонию по делу о «неоднократном нарушении порядка проведения мероприятий», допросили как свидетеля по некоему новому делу. Дадина спрашивали о его записях в соцсетях, адвокат не исключает, что на Дадина могут завести дело о возбуждении ненависти.
Сотрудники ФСБ явились на «Эхо Москвы» и изъяли переписку с публицистом Андреем Пионтковским, из-за статьи которого о необходимости отделения Чечни от России возбуждено уголовное дело.
А в Севастополе дело завели за возбуждение ненависти к фанатам «Спартака».
Зато на активистку «Яблока» Светлану Каверзину, которая написала сама на себя заявление о публикации картинки с купающимися в проруби, дело заводить не стали, хотя до этого Максима Кормелицкого в Бердске за ту же картинку приговорили к году колонии-поселения.
На этой неделе Путин подписал «пакет Яровой» — антитеррористические и антиэкстремистские поправки, ужесточившие санкции по многим статьям и введшие наказание за недонесение о некоторых готовящихся преступлениях.
Задержания и административные преследования
В Москве задержали пятнадцать активистов «Другой России»: полиция, ссылаясь на некое сообщение о готовящемся в помещении теракте, вломилась к ним в штаб во время еженедельной встречи, взломав дверь болгаркой, и провела обыск с участием взрывотехника — и сотрудников Центра по противодействию экстремизму. Троих активистов арестовали на семь суток и одного — на десять за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции, причем Ольге Шалиной угрожали уголовным делом за то, что она якобы напала на полицейских. Ольга Шалина и Ольга Забузова объявили голодовку.
У офиса «Единой России» задержали участницу голодовки «Очередников Москвы» и двух активистов. Участнице голодовки угрожали уголовным делом, поскольку до этого ее дважды задерживали там же в течение одного дня (хотя для заведения уголовного дела необходимо три вступивших в силу решения суда об административных правонарушениях).
В Петербурге во время сбора подписей задержали кандидатов в депутаты Законодательного собрания. А в Хабаровске задержали купающихся — оказывается, это была акция «Водная битва», не согласованная с местными властями.
В Крыму организатор пикетов солидарности с заключенными Алексей Шестакович был задержан по пути домой, хотя он подавал уведомление о проведении мероприятия.
В Красноярске оштрафовали многодетного отца за одиночный пикет, а в Москве — старшую по дому за организацию празднования 1 мая во дворе.
Но закончим хорошими новостями: в Перми суд не стал наказывать организатора митинга, на котором звучали призывы к отставке губернатора, а в Туле оправдали кришнаитов.