Рассказ Ольги Фалеевой о задержании на Большом Каменном мосту при вывешивании украинского флага.
Узнав, что 24 августа Украина отмечает День Независимости, мы с друзьями решили, что это хороший повод выразить поддержку украинцам в эти непростые времена. Мы хотели поздравить их с праздником, пожелать силы, победы и мира. Мы верим, что их победа станет предвестником позитивных изменений и у нас.
А еще мы хотели показать, что в России остались люди, которым сейчас очень стыдно за свою страну. Мы надеемся, что благодаря таким выражениям солидарности не порвется окончательно нить, многие века связывающая наши народы. Все это и многое еще не уместишь ни в одном лозунге, поэтому мы решили, что лучшим «подарком» будет флаг Украины, символ героической борьбы за свободу, вывешенный недалеко от Кремля, источника наших общих бед.
Особенно актуальной эта акция показалась после акции с перекраской звезды и флагом на «высотке», которую осуществил, как все же оказалось, украинец. В конце концов, москвичи тоже не боятся выражать свою позицию не только словами, но и поступками.
В общем, решено. Вешаем флаг на Большом Каменном мосту на рассвете (по высоткам-то мы не мастаки лазить). Если честно, вначале мы хотели обойтись без задержаний, так как цена за свободу выражать свое мнение растет у нас день ото дня. Поэтому и старались держать все приготовления в тайне, не пользоваться соц. сетями, по минимуму телефонами. Но похоже наши доблестные власти всерьез перетрухали, перед таким ответственным днем как День Независимости соседнего и вроде пока еще братского государства и подняли на уши всякие центры «Э» и ФСБ. Короче, нас каким-то образом вычислили.
Первые подозрения о том, что акция «пропалена» закрались, когда мы случайно увидели мента в гражданской машине, глубокой ночью караулившего один из центральных мостов. Зачем? Кого он там ждал?
Приехав на место, мы обнаружили ментовскую машину прямо посреди моста. Вот те на! Очевидно, что нас ждут. Пока мы прогуливались по окрестностям и совещались о дальнейших планах, произошло еще несколько странных случаев. Один типа пьяный, как будто падая, пытался заглянуть к нам через плечо, еще один чувак все время крутился недалеко от нас, не отнимая от уха телефона (потом уже в ОВД мы узнали в них оперативников центра «Э»).
Что делать? Мы уже смирились с неизбежностью «винтажа», потому как уйти незамеченными не было никаких шансов. Однако, нас тревожило, что мы можем вообще не успеть ничего сделать, что полицейские, сидящие в машине на мосту, выхватят у нас баннер-флаг, как только мы там с ним появимся. Собственно варианта было два, попробовать другой мост или вообще перенести акцию на другой день. Но как говорится «дорого яичко к Христову дню», поэтому решили все же делать сегодня, но на другом мосту. Даже если и там караулит полиция (как впоследствии и оказалось, они караулили ВСЕ (!) центральные мосты), то может быть они хотя бы стоят подальше и можно успеть провернуть дело.
Поехали. Но проезжая по нашему мосту видим: полицейской машины нет. Не знаю почему, но мы восприняли этот как знак судьбы и вернулись. Где-то в глубине души мы понимали, что слежка, скорее всего, никуда не делась, но мы уже устали сомневаться и решили действовать. А там уж как сложится!
В данной ситуации мы понимали, что у нас на все про все есть несколько минут. Теперь вопрос уже не в тайне, а в скорости. Кто быстрее, мы или менты?
Быстрым шагом поднимаемся на мост, раскладываем, начинаем привязывать. Помню свое состояние в тот момент, абсолютная концентрация, вижу только свои руки, руки товарища, флаг, опору моста… Время как будто остановилось… Ничего не слышу… Вдруг где-то на границе сознания возникает вой сирены и приглушенные крики друзей. Что кричали не помню… Кажется, «все», «скидываем», что-то еще… Почему-то не реагирую на них. Даже не оглядываюсь вокруг. Пытаюсь привязать свою веревку. Мне это кажется очень важным. Вдруг чувствую, что кто-то сзади резко обхватывает меня за плечи. Инстинктивно, сбрасываю свой кусок флага вниз и от толчка падаю на спину на тротуар у парапета. Наконец, ко мне возвращается боковое зрение, я вижу — флаг висит. Фух, успели…
Надо мной склоняется пара ментов. «Девушка поднимайтесь». Я лежу на земле абсолютно опустошенная, но счастливая. На периферии сознания мелькнула мысль, может попробовать убежать, но нет сил… На автомате, беззлобно говорю, что-то типа «вы уронили, вы и поднимайте». Поднимают меня за руки, ставят на ноги, слегка выкручивают руки, но скорее по привычке, чем намеренно и ведут в припарковавшийся рядом… нет не автозак, маршрутное такси. Как мы потом шутили это автозак «бизнес-класса», с мягкими креслами, занавесками на окнах, никаких решеток и… никаких опознавательных знаков. Вот значит, где они прятались от нас, прямо игра в шпионов какая-то…
В микроавтобусе со мной оказался еще один наш товарищ, и мы вначале обрадовались, что остальным удалось смыться. Однако потом, оказалось, что с другой стороны моста уже караулил такой же «засекреченный» микроавтобус и все, кроме одного нашего друга, оказались там. Вскоре нас пересадили в один автобус, а в другой загрузили снятый к тому времени флаг. Как потом мы увидели на видео (к счастью прессу, нас снимавшую, не задержали), флаг они сорвали почти сразу и с таким остервенением, как будто он жег им руки.
Первым вопросом еще по дороге к ОВД было: покажите документы, вы не украинцы? Мы гордо заявили, что среди россиян тоже находятся люди, не боящиеся поддерживать Украину.
В каждом ОВД, а нас приняли только в 4-ом (!), нам задавали этот вопрос не по одному разу. Дорогие украинцы, представляете, как они вас боятся!
В воскресное утро участковые менты явно не хотели работать. Мы 2,5 часа катались по абсолютно свободным дорогам Москвы под звуки украинского гимна, посетив ОВД «Замоскворечье», ОВД «Хамовники», ОВД «Якиманка» и снова ОВД «Хамовники», где нас, наконец, и соизволили принять. Друзья еле успевали следить за нашими перемещениями. Сначала, сопровождавший нас 2-ой ОПП шутил: у вас экскурсия по Москве. Однако с каждым новым ОВД, посылавшим нас дальше по дорогам, процент цензурных слов в их речи уменьшался. В последнее фразе я поняла только предлоги. Как потом оказалось, в это время у них пересменок и политинформация. Видимо, начальники ОВД боялись нас пускать к «необработанным» сотрудникам.
В самом ОВД все прошло достаточно стандартно. Мы, вымотанные бессонной ночью и утренними переживаниями, вели себя мирно, полицейские тоже. Даже не очень нарушали процедуры. Периодически возникали ленивые споры на стандартные темы, зачем вам это надо, кто вам платит, вас зомбируют и прочее. Случайно узнали, что они караулили нас аж с 3 ночи. Мы почувствовал себя просто «особо опасными преступниками».
Единственный инцидент немного нас напрягший, — это завалившиеся к нам в «ленинский» зал (да, даже молодые полицейские так его до сих пор называют) разбитные парни в штатском. Развалившись на стульях, они принялись забрасывать нас вопросами. А вы кто такие? Вы не граждане Украины (опять!)? А зачем вы это сделали? А где вязли флаг? А кто вас надоумил? А кого вы поддерживаете? Мы быстро осадили их вопросом: а кто вы собственно такие? На что они, конечно, не ответили и потому были посланы со своими вопросами к… полиции. Как оказалось впоследствии, они действительно ничего не добившись от нас, пошли допрашивать уже местных ментов. Тем деваться было некуда, но потом в коридорах они крыли их матом: какого… мы должны отвечать на их вопросы. Кто это были: эшники ли, фсбешники ли — так и осталось тайной. Судя по их вялым к нам приставаниям они, действительно, ожидали найти украинских «террористов», а тут попались какие-то москвичи, которых они, видимо, и так знают, как облупленных.
Но все же непонятно, если они знали о нашей акции, следили за фейсбуками, телефонами, машинами, они должны были бы заранее знать, кто мы, что мы россияне, а не украинцы. Так чего приставать с глупыми вопросами? Если они уж так хотели предотвратить эту акцию, почему не задержали нас превентивно под каким-нибудь глупым предлогом? Ведь они своим шумным «винтажом» еще больше привлекли внимания к этой теме. Что это? Может просто глупость и отсутствие координации как результат «загнивания» системы? Или они на самом деле не знали подробностей и просто перестраховывались?
В итоге, всем оформили 20.2 ч.5 (неарестную), только Кате Рыжик почему-то добавили еще и 19.3 за убегание по проезжей части. В 2 часа дня благодаря стараниям «мамы всех задержанных» Аллы Фроловой мы были уже на свободе.
Однако на этом наши приключения не закончились. Добравшись до машин, брошенных у Большого Каменного моста, мы обнаружили, что у одной из них спущены два колеса, а под стеклом, написанная от руки записка «Привет пятой колонне!».
Вот так вот… Похоже, противостояние с «представителями закона» окончательно начинает выходить во внеправовую плоскость…
Но самым главным итогом этого суматошного утра стало море теплых слов от украинцев и россиян, оценивших наш жест. Спасибо вам, друзья! Значит, акция удалась. Пусть в нашем жестоком мире будет больше доброты, взаимопонимания, нежности и прощения. Любовь все равно победит!