21 апреля стартует «Декада Проверки Отделений полиции» (ДПО), которую организует Объединенная Группа Общественного Наблюдения (ОГОН) в разных городах страны. Пройдут проверки районных отделов полиции, а также линейных отделов полиции на транспорте. Проверки планируются в Воронеже, Владимире, Екатеринбурге, Ижевске, Йошкар-Оле, Калининграде, Кирове, Краснодаре, Москве, Мурманске, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Саратове, Сочи, Сыктывкаре, Тихорецке, Тюмени, и других городах.
Проверка районных отделов
Организаторы проверок предлагают всем присоединяться к мониторингу отделов полиции. В ОГОН поясняют, что Декада «является гражданским исследованием и не относится ни к каким формам политической либо протестной активности». В ходе Декады (с 21 по 30 апреля) отделы будут проверяться «на:
-
простоту нахождения (наличие указателей и т. д.);
-
доступность (возможность свободно войти);
-
внутреннее информационное обеспечение отделения (наличие корректно оформленного информационного стенда, контактов горячей линии для жалоб на сотрудников полиции, правозащитных организаций и др.);
-
осведомленность сотрудников полиции в вопросе прав задержанных, а также технические и административные возможности для реализации прав задержанных в отделениях;
-
возможность встретиться с руководителем отделения и передать ему наши рекомендации, а также предложить к размещению универсальные плакаты о правах задержанных».
Важно также понять, насколько отделы в принципе обустроены для приема посетителей, вежливы ли полицейские с гражданами. Проверяющие планируют провести небольшие опросы сотрудников полиции, чтобы понять, знают ли они права задержанных, а также передать рекомендации по улучшению работы отделов непосредственно начальникам.
Проведение ДПО поддерживают Молодежное Правозащитное Движение, Центр «Трансперенси Интернешнл — Р» и Московская Хельсинкская Группа.
ОГОН и ранее проводил мониторинг работы полиции: около двух лет назад были впервые организованы Дни Проверки Документов — как отмечают в организации, в результате этой акции полицейские начали носить нагрудные знаки. В течение 2013 года неоднократно проводился мониторинг работы отделов полиции (в том числе аналогичная Декада), были составлены рекомендации для МВД.
Организаторы проверок с сожалением констатируют, что многие выявленные ранее проблемы остаются нерешенными. Это показывают и события конца февраля — начала марта в Москве, когда при задержаниях большого количества людей были выявлены многочисленные нарушения со стороны сотрудников полиции. Аналогичная ситуация наблюдается и в других городах.
Координатор направления ОГОН по контролю за полицией Александр Друк, один из организаторов Декады, рассказал ОВД-Инфо, что по итогам прошлых проверок можно видеть, что практически у каждого отдела полиции своя специфика: «Где-то проверяют документы на входе, где-то нет, где-то стоят КПП, где-то не стоят, где-то пускают по паспортам, где-то не по паспортам. Где-то наблюдателей не пускали без паспортов, хотя и говорили, что относятся к их миссии с уважением. Где-то просто не открывали двери. Где-то все хорошо с размещением информационных материалов, хотя это редкость. Где-то их не видно, хотя формально они вроде бы есть. Где-то их нет вообще». Все это говорит о том, что-либо нормативно-правовых документов, регулирующих работу отделов полиции в регионе, просто не существует, либо они не выполняются, либо они сделаны для служебного пользования и гражданам не известны, так что говорить о том, что они существуют, как бы и нельзя. Друк отмечает, что часто ситуация в отделе изменяется как раз в те дни, когда начинается проверка. ОГОН загодя уведомляет МВД и перечисляет регионы, в которых проверка может пройти, после чего министерство рассылает разнарядки в отделы. Кроме того, координаторы организации в регионах сами уведомляют свои региональные УВД. (Впрочем, факт уведомления может не повлиять на то, будут пускать проверяющих в отдел или нет.) Поэтому когда начинается проверка и к ней подключаются общественные советы при управлениях МВД и региональные общественные наблюдательные комиссии, следящие за соблюдением прав задержанных (ОНК), в отделах может внезапно появиться отсутствовавшая ранее необходимая информация. Особенно быстро это происходило в Сочи во время подготовки к Олимпиаде: «при проверке присутствовало местное МВД, записывало рекомендации, и практически сразу после этого появлялась информация о правах задержанных, причем переведенная на другие языки, включая языки Средней Азии». Но это была уникальная ситуация.
Между тем рекомендации, которые ОГОН отправлял в МВД по результатам мониторинга, по словам Друка, «глобально не были реализованы» — начиная от оснащения зданий отделов пандусами и заканчивая созданием нормативно-правового акта, регламентирующего доступ в отдел полиции. Организация не получала официальных ответов на свои рекомендации. Никакого отклика не последовало на предложение ОГОН своими силами провести конкурс плакатов, посвященных правам задержанных (подобно конкурсу на лучший плакат о работе полиции), с участием ведущих дизайнеров.
В тех случаях, когда рекомендации передавались непосредственно начальникам отделов в городах, начальники иногда отвечали, но, в основном, как рассказывает Друк, они писали, что у них нет полномочий. Впрочем, каких-то локальных изменений можно добиться, если существует группа граждан, которая контролирует отдел полиции в своем районе, а начальник отдела готов прислушиваться к ним.
Проверка железнодорожных вокзалов и линейных отделов полиции на транспорте
В этом году массовая проверка линейных отделов полиции на транспорте пройдет впервые. Проверка железнодорожных вокзалов проводилась 30—31 декабря прошлого года, после терактов в Волгограде, и в январе нынешнего, но втайне от полиции. Теперь же проверка вокзалов и линейных отделов согласована с полицейским начальством. Координатор Московской Хельсинской группы Вадим Карастелев рассказал ОВД-Инфо, что была проведена рабочая встреча и круглый стол с представителями МВД и Главного управления МВД на транспорте. Методика проверки отделов полиции, в целом, стандартная, но у линейных отделов есть своя специфика: они, по словам Карастелева, «больше заточены на мигрантов, а точнее — на людей с темным цветом кожи». Этих людей чаще других задерживают на вокзалах. Будет проведена проверка и отделов полиции в метрополитене — здесь тоже, в основном, специфический контингент: «тех, кого не задержали на вокзалах, задерживают в метро», говорит Карастелев. По данным тайного наблюдения за сотрудниками полиции в метрополитене в течение весны, среди тех людей, к которым полицейские подходят с целью проверить документы, на одного человека «славянской внешности» приходится 15 человек «неславянской», хотя по поведению и внешнему виду они могут ничем от него не отличаться. Отделы полиции в метро тоже никогда не подвергались массовым проверкам, общественность, включая членов ОНК, редко сюда заходит. Некоторые отделы часто даже не имеют указателей и таким образом скрыты от общественности. При этом внутри они функционируют так же, как отделы полиции в городах, — там есть дежурные, комнаты с решетками, должны быть стенды с информацией.
По словам Карастелева, сотрудники Главного управления на транспорте, которому подчиняются линейные отделы и полиция в метро, открыты к сотрудничеству, легко идут на контакт, не прибегают к уловкам, с ними можно обсуждать все вопросы. В рамках проверки вокзалов и линейных отделов приказом Главного управления за каждым активистом, который вызвался участвовать в проверке, закреплены конкретные сотрудники полиции, которые вместе с ним будут посещать отделы.
Желающим участвовать в акции ОГОН следует как можно скорее заполнить анкету. С вопросами и предложениями обращайтесь на [email protected] или администраторам групп ВКонтакте и Facebook.