Феномен массовых задержаний — это не только не маргинальная тема, это в действительности даже важней самих митингов. Опрос «Левады-центра» на марше 15 сентября показал, что 44 процента пришедших считают, что самое важное — не лишить власти Путина, а провести реформу судебной системы. Я как журналист изучал почти все реформы, которые проводились в России последние 20 лет — и толку от них ноль, потому что все реформы в России проводились сверху, без реального запроса снизу. А теперь у людей появляется очень четкое осознание, что судебная система действительно не работает. И я убежден, что дело тут не в громких процессах типа Pussy Riot, а в том, что появился огромный слой людей, которые с этой системой столкнулись нос к носу.
Мы помогаем задержанным находить адвокатов, консультируем их, следим за их процессами, и я вижу, как они идут на суд с полным убеждением, что поскольку они невиновны, их оправдают.
Они привлекают свидетелей, добиваются рассмотрения видеодоказательств — а потом бац, получают штраф в 20 тысяч рублей или пару суток ареста. Просто на основании протокола задержания и свидетельств сотрудников полиции, которые вообще к этому задержанию никакого отношения не имели.
Это личный и коллективный опыт одновременно: задержанные рассказывают потом о своих случаях друзьям, в социальных сетях, и понимание того, что судебная система не просто иногда не работает, а вообще не работает, достигается с помощью как раз вот этих пяти тысяч задержанных.
Я убежден, что если люди будут массово отстаивать свои права в нашей пусть и неработоспособной судебной системе, апеллировать приговоры и потом подавать жалобы в Европейский суд по правам человека, попутно широко информируя общество о том, как это все происходит — когда-нибудь у нас будет нормальная судебная система.